Сегодня глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева дала заключительную пресс-конференцию по итогам года. Нынешний год, как и прошлый, стал для НБУ одним из сложнейших за всю современную историю Украины. Национальная валюта продолжала дешеветь, как следствие, инфляция по итогам года превысит 40%. Исходя из риторики выступления Валерии Гонтаревой, можно сделать вывод, что она более чем довольна работой своей команды. В то же время следует отметить, что НБУ в последнее время все чаще становился объектом критики со стороны ряда экспертов, поскольку макроэкономическая ситуация в стране оставляла желать лучшего.
Стоит ли считать нынешнюю политику НБУ приемлемой? «Проводимую НБУ политику нельзя считать приемлемой, исходя из того что монетарная политика предусматривает осуществление мероприятий по регулированию денежной сферы для достижения общественных целей, которые определило правительство. При этом действия НБУ должны быть взвешенными, долговременными, дающими возможность участникам рынка принимать решения, положительно влиять на работу реального сектора экономики и тому подобное, — ответили на вопрос эксперты экономического дискуссионного клуба. — НБУ определил для себя основной задачей монетарной политики на 2015 год максимально возможное снижение темпов инфляции. Однако политика НБУ в течение года напоминала поиск пути к решению поставленных целей методом проб и ошибок».
Так, практически все основные макропрогнозы от регулятора по результатам 2015 года были слишком оптимистичными. Накопленные ранее дисбалансы, а именно дефицит платежного баланса, были решены довольно болезненным способом — девальвацией национальной валюты. Стоит отметить, что в том числе и объективные факторы, такие как военный конфликт, и неуверенные действия правительства приводили к тому, что Украина практически не получала реальных промышленных или портфельных инвестиций, которые могли помочь сгладить девальвацию.
Еще одним существенным процессом было продолжение очистки банковской системы. Впрочем, учитывая бездействие правоохранительных органов, а иногда и слабость надзора самого регулятора, эта очистка также обошлась стране крайне дорого. Для большинства банков не стало проблемой перед банкротством повыводить свои активы.
В то же время сейчас наверняка можно считать, что самый сложный период у Украины позади, гривна уже достаточно сильно девальвировала, а очищение банковской системы подходит к концу, что позволяет сохранять регулятору оптимизм.
Мы приводим основные тезисы главы НБУ по итогам года, а также прогнозы на 2016 год.
1. Главные достижения
На первом месте среди достижений за этот год — финансовая стабильность государства, а именно, завершен основной этап очищения банковской системы и мы переходим к ее перезагрузке. Уравновешен платежный баланс Украины, стабилизировалась ситуация на валютном рынке.
2. Кто виноват...
В прошлом году украинская экономика потеряла 6,8% ВВП и 14% валютно-экспортной выручки. С усилением конфликта на востоке в январе-сентябре этого года состоялось резкое сокращение промышленного производства и экспортных поступлений. Последствием стало не только снижение реального ВВП в первом квартале на 17,2%, но и всплеск негативных ожиданий касаемо курсовой и ценовой динамики. Результатом была очень сложная ситуация на валютном рынке — паника и девальвация.
3. О наличной валюте и популярности безналичных платежей
По результатам первых 11 месяцев этого года в наличном обращении страны банкнот и монет было на общую сумму 294,1 млрд гривен, что почти на 11 млрд меньше, чем на начало 2015 года (в 2014 году наличные деньги в обращении, наоборот, увеличились на 43,0 млрд гривен). Активно развивались розничные безналичные расчеты: доля безналичных платежей с использованием платежных карточек по всем карточным платежным системам в течение текущего года увеличилась до 31% от общего объема операций, а по количеству операций — до 65%.
4. О докапитализации банковской системы
Уже в конце 2016-го мы планируем перейти к третьему этапу — устойчивого развития. А это значит, что мы завершим полную очистку банковского сектора. Тем более что львиная доля работы уже сделана. Доведем уровень капитализации банковского сектора до необходимого. К середине следующего года банки должны довести капитал минимум до 120 млн гривен. В начале года планируем утвердить планы докапитализации первой двадцатки банков.
5. О новых своп-линиях для Украины
Мы договорились об открытии валютных своп-линий на сумму до 15 млрд юаней с Народным банком Китая, в $500 млн — с Национальным банком Швеции и до 4 млрд злотых — с Народным банком Польши. Иными словами, общая сумма открытых валютных своп-линий, которыми НБУ может пользоваться при необходимости, достигает $3,8 млрд.
6. О монетарной базе
Монетарная база с начала 2015 года сократилась на 1,1% — до 329 млрд гривен, а чистые внутренние активы увеличились всего на 1,6% — до 309 млрд гривен, и это стало одной из важных предпосылок формирования относительно стабильного дезинфляционного тренда.
7. О покинувших рынок
Банки-зомби: в них не было активов, и они долгое время держались исключительно за счет прироста депозитов или рефинансирования НБУ.
Схемные банки: финансовые учреждения, которые не занимались традиционным банкингом, а существовали для отмывания средств.
Неплатежеспособные банки, которые из-за ухудшения состояния потеряли ликвидность, не могли обслуживать клиентов и своевременно проводить операции. А их акционеры не сумели улучшить ситуацию в банке и поддержать его капиталом.
8. Об усилении ответственности банкиров
Было внедрено новое законодательство по усилению ответственности и руководства банков за доведение банков до банкротства. На сегодня объем претензий, поданных Фондом гарантирования вкладов, составляет более 2100 заявлений на сумму около 133 млрд гривен. Из них 250 заявлений — на почти 100 млрд гривен, в которых фигурантами являются собственники и руководители банков.
9. Об инсайдерском кредитовании
Началась борьба с одной из главных проблем банковской системы — кредитованием связанных лиц. Новые нормы имплементированы в практику работы банков, проводится диагностика операций со связанными лицами в крупнейших банках.
10. Об излишней ликвидности
Сейчас мы имеем сверхликвидную банковскую систему. На депозитных сертификатах НБУ находится 76 млрд гривен. На корсчетах — 33 млрд гривен. В общем ликвидность банковской системы превышает 109 млрд гривен. Кроме того, у Фонда гарантирования вкладов физических лиц — 9,4 млрд гривен, на едином казначейском счете правительства — 20,5 млрд. Итак, широкая ликвидность достигает 139 млрд гривен. Деньги есть. Банковская система ожидает начала кредитования. А для этого нам нужно реформировать судебную систему и усилить защиту прав кредиторов.
Прогнозы на 2016 год
11. Об инфляционном таргетировании
Мы планируем завершить переход к режиму инфляционного таргетирования к концу следующего года. Рассчитываем, что переход к новому режиму позволит создать среду, в которой инфляция больше не будет поводом для беспокойства бизнеса и общественности; доверие к гривне восстановится; реальные доходы населения и бизнеса не уменьшатся вследствие роста цен.
12. О курсе гривны
Министерство финансов заложило в бюджет на 2016 год прогноз курса на уровне 24,1 гривны за доллар, ранее рассчитанный Международным валютным фондом. Со своей стороны Национальный банк считает такой прогноз реалистичным, но осознает риски, которые могут помешать его реализации. Под этими рисками мы понимаем внешние и внутренние факторы, которые находятся вне контроля монетарной политики.
13. О либерализации валютного рынка
Мы намерены продолжить постепенное ослабление или снятие валютных ограничений. Речь идет именно о мерах, временно введенных в 2014-2015 годах в целях предотвращения оттока капитала и стабилизации ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках. Мы рассчитываем и на более масштабную либерализацию валютного регулирования. При этом либерализация будет проходить поэтапно.
14. О продолжении наращивания ЗВР
Мы будем и в дальнейшем прилагать усилия для восстановления сильной международной резервной позиции Украины. Из-за смещения графика получения финансирования от МВФ мы отклонились от среднесрочной цели — обеспечить $18 млрд резервов на конец этого года. Но мы ожидаем продолжения сотрудничества с МВФ в 2016-м, что даст нам возможность в следующем году наверстать невыполненные планы.
15. О реформе пруднадзора
Мы планируем перейти к более системному анализу бизнес-моделей функционирования банков в соответствии с рекомендациями Европейской банковской надзорной организации. Завершим начатое в этом году реформирование блока «пруденциального надзора», что будет способствовать дальнейшему повышению эффективности и надежности банковской системы.