Мы так привыкли к нервно бьющемуся пульсу киевского театра «Дах», к его экспериментам с мистериальными подтекстами и ритуалами, к спектаклям, каждый из которых непременно становится событием, что уже воспринимаем его как естественный элемент культурного ландшафта. Книга «Театр «Дах» (К.: Дух і Літера) напоминает, объясняет и показывает, чем уникален этот проект.
Вместо привычного повествования в историческом ключе «был основан — поставлены спектакли — завоеваны награды» с обязательным разделом «наши примы» публике предложено фотопутешествие вглубь времени. Оно начинается с момента, когда Влад Троицкий формально собрал любительскую труппу, а на самом деле создал открытую арт-среду, аналогов которой у нас тогда не было, до его постановки оперы Эриха Вольфганга Корнгольда «Мертвый город» в венгерском Дебрецене.
Между этими двумя событиями — почти двадцать лет работы частного некоммерческого театра и столько же лет ученичества у таких разных режиссеров, как Владимир Оглоблин, Борис Юхананов, Игорь Лысов, KLIM, а также десятки спектаклей, долгоиграющий проект «Україна містична» и его интегральная часть — этногруппа «ДахаБраха», наконец, организация разностороннего «ГогольFest».
Несмотря на архитектурное название, «Дах» более всего подобен дереву: его основные ветки неизбежно дают новые побеги, потому что организм живой и требует развития. В этом году, например, семь здешних актрис затеяли фрик-кабаре Dakh Daughters Band и более чем активно развивают его, не пренебрегая при этом своими прямыми обязанностями. Просто представления могут быть еще и такими — звучными, бесшабашными, многоликими, эксцентричными.
Строго в соответствии с представлением о том, что театр — противящееся фиксации искусство и каждое его мгновение неповторимо, двуязычная книга (на украинском и английском) немногословна: краткое вступление, интервью и тексты Троицкого, эссе о режиссерах и особенностях сценографии. Вполне достаточно, чтобы понять истоки, но не удовлетвориться и листать страницы до иллюстративной части, в которой — вся «даховская» действительность.
Составители проявили гуманизм и не стали душить читателя пространными объяснениями. Схема подачи материала проста: спектакль — цитата из прессы — много фото. И одновременно наглядна, так как даже непрофессионалу будет понятно, чем реалистически детализированные постановки Оглоблина («Шельменко-денщик», «Коварство и любовь», «Свои люди — сочтемся»), скажем, отличаются от таких знаковых для Троицкого-режиссера работ, как «… Семь дней с идиотом…», «Девочка со спичками», «Человек-подушка», «Психоз 4:48», «Сексуальные неврозы наших родителей», «Пролог к «Макбету».
Если фотокнига сумеет не только инфицировать зрителей абстрактным интересом к театру, но и, взяв за руку, буквально привести их в зал «Даха» и на другие площадки, где творят артисты этого театра, можно считать, что ее миссия выполнена.