Молодой художник из Ужгорода Павел Ковач может праздновать двойную победу. Спустя всего неделю после оглашения шорт-листа премии Pinchuk Art Centre Prize, куда Ковач вошел в составе «Открытой группы», в галерее «Боттега» открылась его первая киевская персональная выставка.
Все эти успехи нельзя назвать случайными. На счету Ковача ряд проектов и резиденций как в Украине, так и в Польше, а также Германии, где его знают даже лучше, чем на родине. Художник неоднократно участвовал в столичных групповых проектах, например «Те, кто пришел в 2010‑е» в центре современного искусства М17 или «Открытая галерея» в составе «Открытой группы». А в декабре 2012 г. Ковач занял второе место на конкурсе МУХи («Молодые украинские художники»), инициированном все той же «Боттегой».
«На МУХах мы сотрудничали с Пашей впервые, — говорит основательница конкурса, галеристка Марина Щербенко. — И меня поразило то, как он работает. Паша три дня присматривался к месту, пытался понять, какой объект будет там «звучать» лучше всего. В результате его работа оказалась самой яркой в проекте». (На конкурсе Ковач представил работу из серии «Баланс» — это стеклянная плоскость, опирающаяся на канат, закрепленный на балочных перекрытиях. Зритель, по замыслу художника, замечал стекло в самый последний момент и вынужден был «балансировать», чтобы не повредить произведение).
Главный инструмент выставки Павла Ковача «Воск» заявлен уже в самом названии. Автор, мечтавший в детстве стать физиком, управляется с этим материалом играючи: заполняет им книги, плавит в тазике, топит в парафине закарпатский ковер, очень по‑бойцовски заливает воском зеркальные поверхности. Но если воск — ключевой материал проекта, то основная его идея — это консервация, мумификация времени.
Почти каждая работа проекта — преимущественно о фиксации времени, текучесть и неуловимость которого по‑детски завораживают Ковача. Кроме того, можно увидеть невооруженным глазом и автобиографичность. Так, одна из лучших работ на выставке — деревянная балка из отцовского дома Ковача, на которой родители зарубками отмечали рост детей. Этот, казалось бы, банальный ростомер, который есть почти в каждом доме, выглядит неожиданно взрослым рядом с достаточно инфантильным и поверхностным «Памятником одной секунде» на соседней стене.
Метафорой ко всему проекту стало видео, экспонированное в отдельном зале. Оно было создано совершенно случайно, когда во время одной из арт-резиденций Ковач вместе с друзьями-художниками попал на поле, где колесо качало воду. Именно это колесо словно закольцовывает все работы проекта «Воск», сообщая ему некую завершенность.
«Воск» можно считать ознакомительным проектом — для киевского зрителя это первая возможность рассмотреть Павла Ковача в сольной экспозиции. «Знакомство» прошло вполне успешно: внешне сдержанная и достаточно цельная выставка в «Боттеге» позволяет говорить о Коваче как об одном из самых перспективных авторов «Открытой группы».