Действовать в соответствии с нормами Основного Закона государства - это своеобразный категорический императив для политика в демократической и правовой стране. И хотя на практике указанный принцип соблюдается далеко не всегда, Конституция и основанное на ней законодательство должны быть, по крайней мере, строгим арбитром в политических отношениях, который не допускает произвольной трактовки правовых норм.
Зато безоговорочное следование отдельным положениям украинской Конституции часто может привести не столько к однозначности, сколько к еще большей путанице в политических дискуссиях, когда каждая из сторон апеллирует к противоположным нормам и удивительным образом остается одинаково правой. При таких условиях законодательство превращается не в залог правового порядка, а в инструмент политической борьбы.
В частности, нынешнее пребывание коалиции, которая де-факто перестала существовать, в подвешенном юридическом состоянии должно проясниться, прежде всего, благодаря Конституции. Например, чтобы избежать манипуляций, важно выяснить хотя бы главное: какие субъекты имеют право входить в парламентское большинство. Возможно, кого-то уже успели запутать диаметрально противоположные комментарии народных депутатов по этому поводу. Вполне естественно, что сторонники сохранения коалиции настаивают на добровольности членства в большинстве, тогда как противники коалиционного единства им возражают. Невероятно, но в соответствии с действующим законодательством и те, и другие правы.
Так, в статье 83 КУ записано: «В Верховной Раде Украины по результатам выборов и на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины». То есть в действующей Конституции речь идет именно о парламентском большинстве, состоящем из депутатских фракций. В тексте Основного Закона нигде не предусмотрена возможность формирования коалиции депутатами, которые не являются членами фракций. Кроме того, такая возможность предупреждена и решением Конституционного Суда Украины от 25 июня 2008 года, которое запрещает народным депутатам не входить во фракцию или выходить из нее, то есть исключает феномен «тушек». Что касается внефракционных, которые не входили в список той или иной партии, то получается, что право быть избранным и не принадлежать к политической партии позволяет беспартийным избранникам максимум находиться в оппозиции. Не хочешь вступать в партию, а затем и быть членом фракции, не сможешь попасть в большинство.
С другой стороны, в 2010 году КСУ снова вынес решение по этому поводу, но противоположное по содержанию. Суд закрепил за депутатами право беспрепятственно менять фракционную прописку и входить в коалицию без членства во фракции, что позволило регионалам сформировать единоличное парламентское большинство. На сегодня два разных толкования Конституционного Суда существуют параллельно и могут быть одинаково применены к одним и тем же проблемам.
Более того, согласно Конституции: «Принципы формирования, организации деятельности и прекращения деятельности коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины устанавливаются Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины». По поводу именно прекращения деятельности коалиции конституционная норма, таким образом, отсылает к парламентскому Регламенту. В попытке расставить все точки над «и» любознательный гражданин детально изучит текс этого документа, и ... будет разочарован, поскольку оказывается, что Регламент никак не регламентирует процедуру расформирования коалиции.
Как следствие, завершить коалициаду законным способом невозможно не только потому, что это кому-то невыгодно, а еще и потому, что такого законного способа просто нет. Это говорит о несостоятельности отечественной правовой системы быть надежным гарантом решения политических противоречий и кризисов. В подобных условиях диктат политической целесообразности приводит не к публичному консенсусу во власти, а максимум к зыбким кулуарным договоренностям, которые меняются вслед за партийными интересами.