На ремонт украинских дорог государство особенно тратиться не спешит. Несмотря на то, что в госбюджете-2016 года на эти цели предусмотрено почти 19 млрд гривен, из них потратить на восстановление дорожной инфраструктуры удастся не более 7 млрд гривен. Остальное придется отдать кредиторам.
Не стоит ожидать, что оставшиеся после погашения долгов 6,8 млрд гривен чиновники и парламентарии планируют потратить на капитальный ремонт автотрасс. В частности, около 2,5 млрд гривен предусмотрено на «латание дыр», то есть, на ямочный ремонт, а 3,5 млрд гривен — на средний ремонт дорог.
Впрочем, за 4 месяца текущего года из этой суммы дорожники получили не так уж много. По прошествии одной трети календарного года, с января по апрель, на ремонт украинских дорог было направлено 767 млн гривен, или около 13% от запланированного. При этом львиная доля этих средств — 575 млн гривен — была перечислена лишь в апреле.
Почти все выделенные бюджетные деньги были потрачены не на полноценный, а лишь на ямочный ремонт. Причина такой задержки в запоздалом решении предыдущего правительства. Кабмин Арсения Яценюка удосужился принять постановление о распределении средств на ремонт дорог лишь 16 марта.
Ямы и выбоины — основная проблема украинских дорог. По подсчетам Укравтодора, ямами покрыто около 42% или 68,4 тыс. км всех трасс в стране. За полученные средства дорожные службы успели привести в порядок лишь 17% автодорог.
Из-за задержки с предоставлением бюджетного финансирования, по данным Укравтодора, практически половина областей страны начнет средний ремонт автодорог только в июне-июле. Такой ремонт смогли начать в апреле лишь во Львовской, Тернопольской и Одесской областях.
Позднее начало дорожных работ станет причиной, по которой будут затягиваться и сроки сдачи в эксплуатацию отремонтированных участков. Укравтодор рассчитывает, что летом завершат ремонт только в Тернопольской и Закарпатской областях. В остальных регионах сроки окончания работ запланированы на осень, в 5 областях — в декабре, в одной — уже в следующем году.
Но и на этом проблемы украинских дорог не заканчиваются. Существует большая вероятность того, что дорожный ремонт просто не кому будет осуществлять. Так, согласно справке Укравтодора, долг дорожных служб перед подрядчиками за выполненные в предыдущие годы работы составляет около 1,2 млрд гривен.
В результате подрядчиками заблокированы счета службы автомобильных дорог в Херсонской области. «В случае невыплаты долгов перед подрядными организациями, будут заблокированы счета служб автомобильных дорог в Днепропетровской, Донецкой, Ивано-Франковской, Запорожской, Киевской, Полтавской, Луганской, Одесской, Ровенской, Харьковской и Черкасской областях. Это почти половина дорожной сети Украины», — указано в справке Укравтодора.
Опоздали и не подготовились
Местные власти считают, что всему виной — народные депутаты. Начальник отдела инвестиций в инфраструктурные проекты Агентства инвестиций и развития Одесской облгосадминистрации Владимир Шемаев объясняет задержку с принятием правительственного постановления «хотелками» от народных депутатов, которые лоббировали в перечень ремонтируемых участков дорог свои пожелания.
А без правительственного постановления о распределении средств, по словам Шемаева, службы автомобильных дорог в областях не имели оснований начинать процедуру подготовки к ремонту дорог. «Постановление гарантирует финансирование и определяет конкретные участки дорог для ремонта. Без него службы дорог в областях не решались ничего делать кроме эксплуатационного содержания и начала ямочного ремонта», — объяснил он.
Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава говорит, что решить проблему с поздним выделением средств из госбюджета очень тяжело. «Проблема заключается в бюджетном ограничении. Нельзя потратить то, чего нет. Госбюджет начинает наполняться в январе, переходящих остатков, по сути, нет, поэтому государство может выделить деньги на дороги только позже января. Это проблема, выходящая за рамки Укравтодора и Министерства инфраструктуры, и касается она управления государственными финансами», — отмечает он.
Не стоит забывать, уточнил транспортный эксперт Олег Островерхий, что для проведения среднего ремонта на 3,5 млрд гривен необходимо подготовить документацию и провести тендеры«.
Однако эксперты уверены, что начинать подготовку к ремонту дорог нужно было еще в ноябре — декабре прошлого года. Немало времени у дорожников уходит на проведение необходимых тендеров и экспертиз. «К примеру, в это время можно провести тендер, на который уходит 30-40 дней. После этого необходимо акцептировать предложение победителя и подписать с ним договор, на что необходимо примерно месяц. Но нужно при этом иметь готовые проекты на участки, прошедшие госэкспертизу. Если этого нет, то эта процедура также может занять 1-2 месяца», — рассказывает он.
Теперь же результатов тендеров придется подождать до лета. «Процедуры занимают примерно два-три месяца. В совокупности, победители тендеров будут объявлены примерно в июне-июле», — уточнил транспортный эксперт Олег Островерхий.
Таким образом, сроки проведения дорожного ремонта безвозвратно упущены. Оптимальным для начала работ в отрасли называют период, когда температура воздуха не ниже 10 градусов. «Это было в этом году начало апреля», — уверен бывший директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Мининфраструктуры Роман Хмиль. А Владимир Шемаев считает, что ремонт можно было начинать даже раньше — в марте.
Проблемы в финансах
По данным пресс-службы Укравтодора, в Украине ежегодно необходимо выполнять работы по текущему и капитальному ремонту на 5 тыс. км километрах автомобильных дорог государственного значения и 36 тыс. км местного значения. По ориентировочным подсчетам специалистов ведомства, чтобы привести в надлежащее состояние исключительно дорожную сеть государственного значения необходимо не менее 10-15 лет и динамичное финансирование в объеме 40-50 млрд гривен в год.
Ранее заместитель председателя Укратводора Николай Березовский говорил, что из-за неудовлетворительного состояния дорог, украинская экономика теряет ежегодно около 100-120 млрд гривен.
По мнению Александра Кавы, решить проблему с недостаточным финансированием дорожных работ можно только двумя путями. «Во-первых, можно создать государственный дорожный фонд, куда направлять все налоги, сборы и акцизы, которые платят автомобилисты. Во-вторых, привлекать иностранные кредиты. Но, в таком случае, необходимо будет в будущем отвлекать финансирование на их обслуживание», — рассказывает Александр Кава.
В мире применяется еще один механизм для улучшения дорожного хозяйства — строительство дорог концессионерами. «Однако в Украине концессионеры могут построить только одну-две дороги и то протяженностью не более 100 км. Большинство возможных проектов не интересны инвесторам, поскольку они не окупаемы», — говорит эксперт. Хотя, по мнению аналитика, на условиях государственн-частного партнерства можно построить, например, новый скоростной автобан Белая Церковь — Киев, который позволит сократить на один час поездку из Киева в Одессу.