Одесский припортовый завод возобновит работу с 1 октября. Кабинет министров своим решением от 22 сентября дал поручение НАК «Нафтогаз Украины» обеспечить поставки газа на предприятие в рамках специальных обязательств. Общий объем поставок газа составит 300 млн кубометров, и они будут осуществляться вплоть до 31 декабря 2016 года.
Возобновление работы ОПЗ необходимо по двум причинам: во-первых, его в ближайшее время собираются вновь выставить на приватизацию; во-вторых – оборудование завода в отключенном режиме может не «пережить» зиму, а холода начнутся совсем скоро. Ремонтировать и запускать промышленные установки будет дороже, нежели поддерживать их работу даже в самом минимальном режиме.
Премьер-министр Владимир Гройсман также подтвердил желание правительства выставить Одесский припортовый на приватизацию в конце сентября, чтобы к Новому году предприятие получило нового собственника. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус напомнил, что конкурс проводится 45 дней, и, если чиновники выполнят обещание, то уже к середине ноября можно будет подвести итоги.
Кроме того, последние две недели Билоус активно проводил своеобразную пиар-кампанию относительно повторного конкурса. В различных интервью и комментариях он заявлял, что цена завода не должна превышать $150 млн, что в три раза ниже стартовой цены на первом конкурсе. Правда, 21 сентября на слушаниях в Спецкомиссии ВР по приватизации, он озвучил более высокую цену – $220-260 млн.
Новая цена и новые условия приватизации должны быть утверждены на Кабмине. За время после провала первого конкурса (19 июля нынешнего года) на ОПЗ успели остановить производство, поменять Наблюдательный совет, оправдать в суде некоторых представителей руководства, а ГПУ объявила, что ведет проверку деятельности завода с 2008-2009 годов и до сегодня. Неизменными остались только плохая мировая конъюнктура на минеральные удобрения и неработающий свободный газовый рынок в Украине. До конца сентября осталось семь дней.
Газ преткновения
За неделю до решения Кабмина глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев заявил, что, если правительство поручит НАКу поставлять газ на ОПЗ, компания это сделает. Хотя для самого НАКа условия таких поставок – крайне невыгодные. На них должен идти импортный газ, оплата его заводом будет производиться постфактум, а цена – такая же, как для аналогичных предприятий.
С 1 октября «Нафтогаз» повысил цены для промышленных предприятий, имеющих долги, до 7 099 гривен за 1000 м куб. При поставке на ОПЗ 300 млн кубометров газа до конца года, НАК фактически прокредитует завод на 2,13 млрд гривен. Кто и когда будет отдавать этот долг – новый собственник или правительство – неизвестно.
На сегодня у завода только подтвержденных долгов – $283 млн, что больше предлагаемой стартовой цены. Из них – $193 млн непосредственно за газ перед структурами Ostchem Дмитрия Фирташа, плюс $58 млн штрафных санкций, что уже подтверждено Стокгольмским арбитражем. Еще порядка $32 млн завод должен партнерам внутри Украины.
Поставки газа на Одесский припортовый прекратились еще в июле, перед первым конкурсом. Завод не проплатил транзит газа, и «Укртрансгаз» после нескольких предупреждений снизил давление «на входе» до минимума. А 11 августа и вовсе прекратил поставки. Правительство еще летом собиралось организовать поставки газа от НАКа. За разрешением даже обратилось в Секретариат Энергетического сообщества. И быстро получило ответ, что в принципе такая практика не будет противоречить европейскому газовому законодательству, если Кабмин ограничится четким периодом времени, пропишет обязательство покупателя оплатить этот газ, а в случае неуплаты – возможность продавца требовать оплату через суд.
Почему правительство сразу же не приняло решение о поставках газа, а завод простоял 2,5 месяца, принеся убытки госбюджету в 25 млн гривен, возможно, ответит Генпрокуратура после проверки. Но вопрос поставок газа на завод будет актуальным и после продажи, если таковая состоится. Любой покупатель захочет иметь возможность купить его на свободном рынке по минимальной цене.
Но в Украине сделать это непросто, как пояснили в Ассоциации «Газовые трейдеры Украины». Снизить цену на газ не позволяют дополнительные условия: ежемесячный страховой запас и финансовая гарантия транзитеру газа в размере 20% от прокачиваемого объема. Правда, 22 сентября ВР приняла закон, которым сократила страховой запас газа с 50% до 10%, что облегчит жизнь газотрейдеров. Но остались другие проблемы.
Стратегические порты
По словам Игоря Билоуса, интерес к заводу проявили фирмы из США, Египта, Турции и Омана. И потенциальные покупатели могут высказать желание поставлять газ из своих ресурсов, тем более что все эти страны имеют и газ, и возможности для его поставок. Будет ли такая возможность предусмотрена в приватизационных условиях, пока сказать сложно.
По мнению многих политиков, на привлекательность завода в значительной мере будет влиять и еще один фактор – перевалка аммиака, который идет из РФ по аммиакопроводу «Тольятти-Горловка-Одесса». Транзит, перевалка и часть производственных мощностей завода связаны между собой, и перевалка дает значительный процент дохода в бюджете завода. На сегодня Россия еще в полной мере использует одесскую перевалку, но что будет, когда придет новый иностранный хозяин? Оставит ли она перевалку, или уйдет из Одессы? И может ли такое случиться?
«Фактор потери перевалки связан не столько с Россией, сколько с тем, что часть аммиакопровода проходит по территории Донбасса – там, где идет война. Это милитаризированная зона, и, если она перестанет вообще всем подчиняться, то эта труба станет костью в горле всем», – поясняет Дмитрий Гордейчук, директор отраслевого информпортала «Инфоиндустрия».
РФ давно пытается уйти от транзитных услуг соседей. Раньше российские химзаводы грузили свой аммиак через Вентспилс (Латвия), и через украинский порт Южный. Несколько лет назад они начали строительство крупного перевалочного комплекса возле Тамани, часть которого уже построена и работает. Но в том районе – очень неудобный берег и неспокойное море. А любая авария грозит экологической катастрофой.
«Если бы я был бизнесменом, у которого есть аммиаковоз на 40 000 тонн, и мне предложили бы зимой пойти на Тамань загрузиться, я бы лучше на Вентспилс пошел. На Тамани очень плохое место», – говорит Дмитрий Гордейчук. Поэтому, по мнению эксперта, Россия вряд ли окончательно и бесповоротно откажется от «услуг» украинского черноморского побережья, но сократить объемы перевалки может.
Из-за дорогой инфраструктуры, продолжающейся стройки и больших затрат на их содержание, сама перевалка в Тамани обходится в несколько раз дороже, чем через порт Южный. Но для России это своего рода геополитический мегапроект, который используется при обсуждении «украинского вопроса».
При этом Дмитрий Гордейчук констатирует, что сегодня в Украине стоимость любого объекта приватизации или инвестпроекта зависит от фактора войны на Донбассе. А по отношению к ОПЗ этот фактор составляет до 90%.
Государство-давалец
Последняя стартовая цена ОПЗ, которая была озвучена главой ФГИ Игорем Билоусом перед депутатами парламента 21 сентября – $220-260 млн. Он добавил, что это без учета долгов ($283 млн. – Ред.). При этом чиновник сообщил, что он рассчитывает на большой круг участников, а шаг аукциона будет составлять $25 млн. Напомним, что согласно методике, стартовая оценка показывает рыночную стоимость объекта как вероятную сумму денег на дату оценки, которую можно извлечь при продаже.
Вечером в четверг Игорь Билоус заявил, что и премьер-министр Владимир Гройсман, и члены правительства согласились с предложением Фонда установить стартовую цену в размере $150 млн. Впрочем, окончательно ее должны будут утвердить на отдельном заседании Кабмина. И есть основания полагать, что этот процесс окажется непростым – слишком высок градус политического напряжения вокруг стратегического предприятия Одесского региона и страны. Хотя, назвать свою «справедливую» цену никто из публичных персон не торопится.
«Ни один из методов оценки не даст точной стоимости такого актива. Это исключительно вопросы стратегии и поиска действительно добросовестного инвестора. Можно долго фантазировать относительно стоимости аналога, затрат на строительство в нынешних ценах, оценки потенциальной прибыльности, и т.д. Но все это в нынешних условиях является неприемлемым. Только участие широкого круга инвесторов и наивысшая цена, которую один из них готов будет заплатить», – считает Владимир Козленко, управляющий партнер аудиторской компании CroweHorwath AC Ukraine.
А вот Дмитрий Гордейчук уверен, что ОПЗ надо было продавать раньше. А при нынешней – очень плохой – мировой конъюнктуре на минудобрения завод целесообразнее было бы передать в концессию отраслевому государственному или частному предприятию.
«Сделал бы его чистым давальцем: я, государство-владелец – даю газ, плачу зарплату людям, а прибыль забираю себе. Точно по такому же принципу может действовать и частный концессионер. Но, если он плохо выполняет свои обязанности, я, как государство-владелец, могу прийти и сказать ему: я у тебя забираю полностью всю продукцию. И уже сам выхожу на рынок как крупный продавец, продаю товар с аукционов», – поясняет наш собеседник. К слову, именно по такому принципу строят свою работу аналогичные предприятия в Индии и в странах Ближнего Востока – в том числе и тех, которые интересовались Одесским припортовым заводом.