Економіка

бюджет

Откуда правительство возьмет деньги на повышение минимальной зарплаты

6 49432
Откуда правительство возьмет деньги на повышение минимальной зарплаты

Правительство передало в Верховную Раду доработанный ко второму чтению проект бюджета на 2017 год. Минфин учел практически все рекомендации депутатов, подготовленные в бюджетном комитете и проголосованные в сессионном зале 20 октября. Они обойдутся бюджету в дополнительные 2,8 млрд грн. Основная интрига кроется в повышении с 1 января 2017 года минимальной зарплаты (МЗ) вдвое — до 3200 гривен.

Возникшая в октябре идея о пересмотре МЗ, на реализацию которой необходимо более 28 млрд гривен, поставила ребром вопрос о сохранении баланса бюджета. Это, в первую очередь, интересует и МВФ, представители которого уже вторую неделю находятся в Киеве. Сохранение баланса между доходами и расходами бюджета вопрос скорее теоретический, на практике же бизнес и эксперты ожидают тенизации рынка труда и зарплат после незначительного их «обеления» в результате снижения ставки ЕСВ. В распоряжении издания оказались расчеты Минфина, из которых становится понятным, где правительство намерено брать деньги на повышение минимальной зарплаты с 1 января 2017 года.

Бюджетные правки

Правительство уложилось в сроки, определенные парламентом для доработки проекта бюджета-2017 ко второму чтению, и передало все правки в Верховную Раду еще 3 ноября. Есть все шансы, что второй этап голосования за главный финансовый документ страны состоится на следующей сессионной неделе — 15-18 ноября. В новой версии проекта госбюджета Минфин учел практически все предложения депутатов, которые были приняты бюджетным комитетом, а также депутатами в сессионном зале и закреплены постановлением «О выводах и предложениях к проекту бюджета».

Напомним, изначально депутаты подали 1167 правок на сумму в 1 трлн гривен. Согласованный с Минфином нынешний объем депутатских «хотелок» в разы меньше. Дополнительные расходы составят всего 2,8 млрд гривен. Правительство согласилось увеличить финансирование для Верховной Рады, Администрации президента, антикоррупционных органов и прокуратуры.

Кабинет министров готов выделить ГПУ в два раза меньше средств, чем предлагали депутаты — 360 млн гривен. Кроме того, больше денег будет выделено на приобретение медикаментов, проведение культурных мероприятий, приобретение оборудования для проведения таможенного контроля и пожарной техники.

Также согласился Минфин и с предложением увеличить объем отчислений в бюджет от Нацбанка в 2017 году на 4 млрд гривен — до 45 млрд гривен. «Мы прислушались к предложению Верховной Рады, но отметили, что это необходимо согласовать с Нацбанком. Консультации у нас были, и мы верим в эту цифру», — заявил замминистра финансов Евгений Капинус. Но, не дожидаясь окончательного согласования с регулятором, правительство уже заложил эти 4 млрд гривен в доходную часть бюджета. При этом в Нацбанке неоднократно заявляли, что изначально предусмотренные в проекте бюджета отчисления в 41 млрд гривен — это максимально возможный для них предел. В списке неучтенных предложений: списание задолженности местных бюджетов перед госказной по среднесрочным займам, финансирование компенсаций по льготному проезду и выделение дополнительной дотации для создания образовательных округов.

Отказался Минфин увеличить доходы за счет легализации добычи янтаря. Объяснили это просто — из заложенных на 2016 год 1,5 млрд гривен поступлений от добычи в бюджет оказалось перечислено всего 1,3 млн гривен. В то же время чиновники поддерживают идею Минэкономразвития усилить уголовную ответственность за незаконную добычу янтаря и соответствующий законопроект уже согласован.

Не видит Минфин и возможности учесть в проекте бюджета-2017 дополнительный ресурс от продажи 4G лицензий, так как тендер на получение разрешительных документов будет проведен только в декабре 2017 года. В целом доходы и расходы госбюджета увеличены на более, чем 15 млрд гривен по сравнению с первоначальной версией — до 721,4 млрд гривен и 790,4 млрд гривен соответственно.

Откуда возьмется минимальная зарплата

Основная интрига в обновленном проекте бюджета заключается в повышении минимальной зарплаты с 1 января 2017 года до 3200 гривен. Объявленная в конце октября премьер-министром Владимиром Гройсманом идея вызывает много вопросов и в, первую очередь, сбалансированности доходов и расходов. Как выяснилось, правительство обсуждало эту возможность и просчитывало риски последние полгода. Но почему-то не внесло его в первоначальный проект бюджета.

Минфин в последние несколько недель продолжал интенсивно сводить баланс, и утверждал, что все сходится, но при этом расчетов никто не показывал. Единственное, что было озвучено — дополнительные расходы составят 28,3 млрд грн. В распоряжении издания оказались расчеты влияния повышенной минимальной зарплаты, которая будет выплачиваться с 1 января 2017 года, на частный бизнес, бюджетный сектор и госказну.

Согласно полученным данным в частном секторе на общей системе налогообложения зарплату получают 6 млн человек. По расчетам Минфина, увеличение минимальной зарплаты вдвое дает повышение фонда оплаты труда (ФОТ) на 30,5 млрд гривен для 2,6 млн человек, у которых уровень зарплаты ниже 3200 гривен. Это генерирует 5,5 млрд гривен единого соцвзноса и 7,4 млрд гривен налога на доходы физлиц, которые идут в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд.

Рост фонда оплаты труда увеличит потребительские расходы, в результате чего Минфин прогнозирует рост отчислений по НДС на 6,9 млрд гривен. В частности, от бюджетников — 4,4 млрд гривен, «частников» — 2,5 млрд гривен. В последнем случае, при расчетах учитывался рост ФОТ только по тем работникам, которые получают зарплату выше минимальной.

«Учитывая, что увеличиваются доходы наиболее необеспеченных слоев населения, то эти доходы будут направлены, прежде всего, на потребление: продукты питания, одежду, обувь и другие товары первой необходимости», — говорится в обоснования Минфина.

Примечательно, что ни в Минфине, ни в Минэкономразвития не ожидают роста инфляции выше прогнозированного уровня в 8%. Поскольку рост ФОТ по частному сектору в 30,5 млрд гривен будет учтен бизнесом в расходах, то ожидается сокращение уплаты налога на прибыль. Потери — 5,5 млрд гривен. Но поскольку, по данным налоговой отчетности за первое полугодие, количество прибыльных предприятий составляло 60%, то отрицательный результат 40% бизнеса не будет оказывать серьезного влияния на уплату налога и сумма потерь составит 3,3 млрд гривен.

Бизнес, зарегистрированный на упрощенной системе налогообложения, а в данном случае речь идет о 600 тысяч человек, заплатит в бюджеты 4,1 млрд гривен. Ставки единого налога напрямую зависят от минимальной зарплаты. Таким образом, дополнительные поступления от частного бизнеса в целом составят 20,6 млрд гривен.

В бюджетной сфере прогнозируемый рост фонда оплаты труда составляет 28,3 млрд гривен для 3,5 млн человек. Эти 28,3 млрд гривен как раз и являются прямыми расходами бюджета на финансирование повышенной минимальной зарплаты бюджетникам. Рост доходов вернется в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд поступлениями ЕСВ и НДФЛ — 14,6 млрд гривен. Кроме того, рост зарплаты вдвое позволит снизить расходы на субсидии на 3,6 млрд гривен. Итого, если верить Минфину, бюджет «несбалансирован» всего на 400 млн гривен.

«Математический баланс по минимальной зарплате есть. А вот предположения по росту доходов и детенизации пугают. Кабмин рассчитывает, что 60% тех, у кого зарплата формально меньше, перейдут на этот уровень. Как следствие, минимальной соцльготы уже де-факто не будет. Плюс увеличение потребления, но без пересмотра ВВП и инфляции», — отметил собеседник издания в Администрации президента.

В МВФ, миссия которого уже вторую неделю работает в Украине, на данный момент расчеты подтверждают, заверяет источник в Минфине. «Они не воспринимали предыдущие варианты бюджета. Этот сначала тоже вызвал неприятие, но расчеты они подтвердили,- уточняет чиновник.- У них была обеспокоенность, что мелкий бизнес реально платит 1600 гривен и не в „конверте“, и что они не смогут 3200 гривен выплатить. Мы сейчас даем им данные, которые развенчивают это опасение».

Минсоцполитики провел анализ и предоставил МВФ данные о сферах бизнеса, где сотрудники получают минимальную зарплату. Речь идет, в основном, о сфере услуг — ресторанах, отельном бизнесе, парикмахерских и косметологических салонах, строительном бизнесе.

«Мы проверили несколько текущих строек, где реально идет активный процесс. По документам — 10 человек на минималке, а реально на объекте 100 человек работает. На одном случился несчастный случай и погибший вообще не был оформлен», — рассказывает источник в правительстве.

Исполнительный директор Союза украинских предпринимателей Екатерина Глазкова соглашается, что в целом идея повышения уровня минимальной зарплаты правильная. И средний бизнес, который работал и работает «в белую», платит зарплаты выше 3200 гривен и сам идет по пути повышения зарплат сотрудников, поддерживает предложение. Но к резкому повышению уровня минимальной зарплаты не готов малый и микробизнес, особенно в небольших городах. И он будет вынужден сокращать расходы на персонал.

«Чтобы не загнать таких предпринимателей еще больше в тень, правильнее было бы сделать повышение минимальной зарплаты поэтапным, например, на протяжении года. Правительству важно понимать, что такие решения нужно анонсировать не „сегодня на завтра“, а как минимум за полгода, а то и за год. Спонтанные, громкие заявления не способствуют ни корректному бизнес-планированию, ни стабильности в стране», — уверена Глазкова.

Директор департамента развития соцстрахования Федерации работодателей Украины Юрий Кузовой прогнозирует ряд рисков: сокращение штатного количества, перевод сотрудников на полставки, переход в тень на «серые» и «черные» схемы«.

«А как еще сокращать затраты? Или повышать стоимость продукции. Есть сферы, IT, например, где в стоимости заложено 20-30% затрат на оплату труда и повышать еще этот уровень значит, что продукция становится неконкурентной, — поясняет Кузовой. — Вот еще такой пример, рассказали на предприятии в Днепропетровской области. Сотрудник компании попросил перевести его на минимальную зарплату, а все остальное чтобы платили в „конверте“, чтобы, таким образом, он смог претендовать на субсидию».

«Меня пугает, что нет расчетов по количеству людей, которые уйдут в тень от такого эффекта и как это повлияет на безработицу», — добавляет руководитель Офиса финансового и экономического анализа в Верховной Раде Виктор Мазярчук.

Первый замминистра экономического развития и торговли Юлия Ковалив уверена, что указанные выше риски безосновательны. Крупный бизнес, у которого и так зарплаты выше, чем 3200 тыс гривен, точно не пойдут на это, так как со стабилизацией экономики компании хотят иметь доступ к рынкам капитала. А для этого их бизнес должен быть «белым».

Кроме того, добавляет она, рассматриваются идеи о введении минимально налогового обязательства. И тогда бизнесу не будет иметь смысла переводить сотрудников на полставки, так как объем уплаты налогов будет фиксированный.

Источник: РБК-Украина
Завантаження...
Комментарии (6)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Станислав Безгин 11 ноября 2016, 03:07

#Лавровбылправ

Дальнейшее разорение мелкого среднего "бизнеса" и разбегание арийцев по миру.

"проект украина" объективно заканчивается.

Очень скоро Ляшко и Тимошенко начнут рассказывать как сильно они любят медведей, игру на балалайках и лично товарища Путина.

0
Vega Vega 10 ноября 2016, 13:26

Да никто об этом не думает. Одноклеточные все свои действия ориентируют на политические, читай воровские интересы.

0
Петро 10 ноября 2016, 11:14

Vita Losenkina . Та вже гірше не придумаєш , раз влада не володіє питанням стосовно платників єдиного податку , то де гарантія що владні очільники мають хоча б зелене поняття в функцінуванні Держави і її інститутів. І тому маєм факт - при владі вірні ленінці , так як саме він вважав що Державою може керувати кухарка. В нашому випадку кухарчині діти.

0
Микола Демидович 10 ноября 2016, 10:23

Багато написано, але основного НЕ СКАЗАНО. Не можна підстрибнути вище від потенційного можливого. І чому мова постійно за БАЖАНЕ, а немає нічого із можливого? Адже якщо взяти бюджети попередніх років, то ми маємо виконання за 9 місяців (січень-вересень):
2015 р. доходи - 384, 3 млрд грн; 2016 р. - 407, 5 млрд грн (+23). Тоді треба буде у 2017 р. - 540 млрд грн (при середньомісячних доходах в 60 млрд грн). Великий сумнів є у виконанні цьогорічних призначень - 605 млрд грн (треба ще за жовтень-грудень біля 200 млрд грн). При середньомісячних доходах в 45 млрд грн, неможливо буде виконати 70 млрд грн за останні місяці.

0
Петро 10 ноября 2016, 10:15

"У них была обеспокоенность, что мелкий бизнес реально платит 1600 гривен и не в „конверте“, и что они не смогут 3200 гривен выплатить... ". Капець ! в МВФ краще знають реальний стан справ платників єдиного податку!!!! . Я , платник єдиного податку і підтверджуюю слова представників МВФ.

0
Vita Losenkina 10 ноября 2016, 10:02

Эти подонки ведут Украину к полному краху и распаду! Украина без Порошенка и его жидов! Слава Украине!

7
реклама
реклама