Украина и Еврокомиссия согласовали текст соглашения о создании Единого авиационного пространства, или так называемого соглашения об «открытом небе», говорится в сообщении представительства Украины при Евросоюзе. Это произошло по итогам восьмого раунда переговоров между Украиной и Еврокомиссией, состоявшихся 21-22 октября в Брюсселе.
Соглашение может быть подписано на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе 28-29 ноября 2013 г., во время которого также планируется заключение Соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли Украины с Евросоюзом, рассказал «Капиталу» чиновник Еврокомиссии.
Если соглашение о создании Единого авиационного пространства будет подписано в ноябре, то оно может вступить в силу весной следующего года, говорит директор информационно-консалтингового «Центра транспортных стратегий» Сергей Вовк.
Основная идея
Соглашение снимает любые ограничения по количеству перевозчиков и частот выполнения ими рейсов между Украиной и странами ЕС, рассказал «Капиталу» чиновник Министерства инфраструктуры. Деталей переговоров он не знает, постольку на момент сдачи «Капитала» в печать делегация Госавиаслужбы еще не вернулась из командировки в Брюссель.
Ранее первый заместитель главы Госавиаслужбы Александр Гречко говорил, что его ведомство вынесет в единый меморандум все проблемные вопросы, в частности вопросы сертификации субъектов авиадеятельности В переговорах с европейцами удалось избежать риска запрета эксплуатации самолетов украинского производства в Украине.
«Мы от этого ушли и выделили в отдельный меморандум. Теперь факт подписания соглашения не грозит украинским производителям авиатехники», — рассказал чиновник.
Авиакомпании против аэропортов и пассажиров
Украинским авиаперевозчикам после вступления в силу «открытого неба» с ЕС придется бороться за пассажиров с европейскими конкурентами, говорит Вовк. Это, по мнению коммерческого директора аэропорта «Львов» Вячеслава Чеглатонева , может привести к снижению цен на авиабилеты и увеличению пассажиропотока. По его словам, в Украине есть большой отложенный спрос на авиаперевозки в Европу.
Как показывает практика, привлечение в аэропорт новой лоукост-авиакомпании генерирует 70% новых пассажиров, и только 30% пассажиропотока — перешедшие от конкурентов, говорит Чеглатонев.
Ранее директор по коммуникациям лоукост-авиакомпании Ryanair Робин Кайли рассказал «Капиталу», что выход его компании в Украину зависит в первую очередь от подписания соглашения «Об открытом небе».
Ryanair точно попробует выйти сейчас, но им интересны только Киев и Львов, считает директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий.
Возможно, в Ryanair согласятся летать в Одессу и Симферополь, но только в случае получения дотаций от региональных властей, продолжает он. «Но думаю, что власти на выплату дотаций не пойдут», — считает Ланецкий.
Вместе с тем, к примеру, власти Каунаса выплачивают этой авиакомпании ежегодно около $700 тыс. дотаций, что немногим больше от количества пассажиров (850 тыс. человек), продолжает он.
28-29 ноября 2013 года может быть подписано соглашение об «открытом небе» между Украиной и ЕС
Кроме того, Александр Ланецкий считает, что однозначно будут пробовать прийти новые или расширить уже имеющиеся количество и направления сетевые авиакомпании, такие как Lufthansa, SAS, airBaltic.
Кроме того, увеличат частоту полетов и направлений авиакомпании, летающие на греческие, итальянские и испанские курорты: Aegean Airlines, Vueling Airlines, Meridiana Fly и др.
Визовая проблема
Не отсутствие «открытого неба» мешает активному росту пассажиропотока, а низкая платежеспособность и визовый режим в ЕС, говорит Ланецкий.
«Для получения визы украинцам, особенно в первый раз, необходимо подать в посольства европейских стран среди прочего билеты на самолет, — объясняет он. — Но европейские лоукостеры, как правило, не возмещают стоимость купленных у них билетов. В случае неполучения визы украинцы рискуют не получить обратно деньги за свои билеты».
«Открытое небо» — хороший инструмент в странах, «где сняты границы», и потоки пассажиров исчисляются десятками миллионов человек, утверждает президент МАУ Юрий Мирошников.
«У нас «открытое небо» само по себе ничего не поменяет», — говорит он.
Но Вячеслав Чеглатонев надеется, что необходимость получения виз для поездок в Европе не станет значительным препятствием для того, чтобы соглашение об «открытом небе» фактически не заработало, поскольку визовая практика является привычной для украинского пассажира.