В 2010 г. имени Джулиана Ассанжа и названия созданного им сайта WikiLeaks не слышал разве что глухой. С тех пор прошло почти три года, за это время появилось несколько книг о том, зачем и почему Ассанж создал WikiLeaks и сливал туда секретные документы.
Две из них — «Внутри WikiLeaks: Мое время с Джулианом Ассанжем и самым опасным в мире веб-сайтом», которую написал коллега Ассанжа Даниэль ДомшайтБерг, и «WikiLeaks: Внутри войны Джулиана Ассанжа с секретностью» британских журналистов Дэвида Ли и Люка Хардинга — легли в основу фильма «Пятая власть».
Когда‑то хакеры Джулиан Ассанж и Даниэль Домшайт-Берг придумали ресурс, куда можно было бы анонимно сливать информацию о корпоративных преступлениях и правительственных секретах.
Таким образом они хотели показать людям у власти, что не позволят обманывать себя и остальное человечество. И все шло по плану до тех пор, пока в руки Ассанжу и Бергу не попали конфиденциальные документы, публикация которых могла бы изменить ход истории США и всего мира.
Тут у коллег случился конфликт. Ассанж выступил за обнародование, несмотря на возможную опасность для жизни некоторых героев публикации. Берг решил, что цель не оправдывает средства и справедливость любой ценой — это перебор.
«Мы стремились рассказать объективную правдивую историю», — объяснил в одном из недавних интервью режиссер картины Билл Кондон.
Это его первый серьезный фильм о современности, раньше Кондон снимал развлекательное кино вроде двух частей подростковой саги «Сумерки» и мюзикла «Девушки мечты».
Перемена темы и жанра режиссеру не слишком удалась. Задуманный как триллер, фильм становится действительно захватывающим экшеном лишь в одном фрагменте — когда на WikiLeaks появляется видео об убийствах гражданского населения в Афганистане.
Все остальные два часа экранного времени Кондон пытается визуализировать виртуальный мир интернета, но скатывается к клише.
Внятное развитие сюжета в ленте заменяют многозначительные щелканья мышью, саспенс нагнетает инфернальный свет плазменных мониторов на лицах героев, а о важности происходящего сообщают экраны, заполненные непонятными буквами и цифрами. К тому же Кондон злоупотребляет психологизмом и превращает сложную историю отношений Ассанжа и Берга в сентиментальный рассказ о дружбе и предательстве.
Джулиана Ассанжа в «Пятой власти» играет Бенедикт Камбербэтч. Имя этого британца, известного по сериалу «Шерлок», в Голливуде звучит все чаще. В этом году он появился в блокбастере Джей Джея Абрамса «Стартрек: Возмездие», а также отметился участием в масштабном проекте Питера Джексона «Хоббит», это не считая проектов помельче.
В «Пятой власти» Камбербэтч еще раз доказывает, что его успешная карьера — следствие актерского таланта. Ассанж в его исполнении — сложная и противоречивая личность. С одной стороны, он умен, безжалостен и справедлив.
Но с другой — человек, не слишком обремененный чувством такта, склонный к паранойе, мании преследования и вере в мировой заговор. Эта двойственность, пусть и блестяще сыгранная, не идет фильму на пользу.
Создатели «Пятой власти» так и не определились, на чьей они стороне, и все два часа сомневаются, то ли хвалить WikiLeaks за честность, то ли ругать за то, что создатели ресурса зашли слишком далеко.
В итоге это желание угодить всем вылилось в то, что лента не угодила никому. Сам Джулиан Ассанж уже успел назвать картину «антивикиликсовским фильмом».
Зрители в большинстве своем тоже остались не в восторге. Единственное, что удалось кино, — стать событием, которое обсуждают почти так же активно, как когда‑то скандалы, о которых рассказывает «Пятая власть».