В Украине появится новый инструмент для инвестирования — фьючерсный контракт на пшеницу. Инициатор проекта — ПАО «Аграрный фонд» таким образом хочет привлечь на аграрный рынок портфельных инвесторов и компенсировать дефицит ликвидности в отрасли.
Механизм фьючерса предполагает закупку по фиксированной цене любого биржевого товара — в данном случае пшеницы продовольственных классов. Самые популярные (по номиналу) фьючерсы в мире — это евродоллары и котировки нефти, объем которых исчисляется триллионами долларов. Основные площадки, на которых торгуются эти инструменты— Чикагская фондовая биржа и французская биржа MATIF. При этом лишь до 5% фьючерсных контрактов предполагают физическую поставку продукции, остальные закрываются взаимозачетом друг об друга, формируя огромный виртуальный рынок. В Украине фьючерсные инструменты на сырьевые товары отсутствуют как класс.
Как поясняет директор Аграрного фонда Андрей Радченко, задуматься о привлечении средств финансового рынка в аграрную отрасль его заставил рекордный дефицит ликвидности, который сформировался в АПК из-за общих негативных макроэкономических факторов, усугубленных низкими уже несколько сезонов мировыми ценами на сырьевые товары, а также его личный многолетний опыт работы в банковском секторе.
«В финансовом секторе мы всегда искали инструменты дополнительного заработка, направления для вложений — так работает любой банк. Привлечение с рынка денег спекулянтов — эффективный инструмент увеличения оборотных средств, особенно в нынешней ситуации с банковскими займами», — поясняет Андрей Радченко. В текущем периоде конъюнктура благоприятна для запуска инструмента фьючерса, так как с одной стороны АПК испытывает дефицит ликвидности, а игроки финансового сектор находятся в поиске качественных продуктов для инвестиций.
Аграрный фонд уже несколько лет успешно проводит форвардную программу, сформировав базу надежных поставщиков (всего — около 400 контрагентов) . Однако это скорее социальная, чем экономическая миссия — АФ авансирует сельхозпроизводителей на этапе наибольшей потребности в деньгах, а на момент поставки корректирует цену на рыночный уровень. «Другое дело — фьючерс, где цена определяется на старте и дальше на нее влияет сам рынок, — говорит Радченко. — Но чтобы хеджировать этот риск нужна критическая масса сделок от финансовых игроков». Фьючерсный контракт позволяет аграриям нивелировать риск непрогнозируемого колебания цен, особенно в период уборочной, на пике предложения урожая. Также косвенно для сельхозпроизводителей наличие фьючерсных контрактов может стать элементом, который облегчит доступ к банковским кредитам.
Еще один позитивный эффект — общее повышение прозрачности рынка, и увеличение доходов сельхозпроизводителей, так как котировки фьючерсных контрактов будут служить ориентиром рыночной цены на зерновые, в то время как сейчас аграрный рынок — это зачастую рынок покупателя. Именно в силу последнего фактора инициаторы проекта не исключают сопротивления его реализации со стороны зерноторговых компаний.
Для Аграрного фонда запуск фьючерса на пшеницу позволит хеджировать риск и привлекать дополнительные деньги. «Как только я что-то продаю, я получаю дополнительный ресурс, на который могу еще раз что-то купить и опять выставить на продажу», — говорит Андрей Радченко.
Объем контрактов на старте составит 200 млн гривен. Котироваться они будут на государственной Аграрной бирже, которая является партнером Аграрного фонда. Радченко говорит, что выбор этой государственной площадки был принципиальной позицией и продиктован необходимостью дать стимул ее развитию. «Мы считаем, что государство, в котором аграрный комплекс формирует более 10% ВВП и более трети экспортной выручки, должно располагать профильной биржей и готовы сделать вклад в ее развитие», — говорит он
Среди участников торгов будут как профильные игроки, так и портфельные инвесторы — с большим преобладанием последних. Лоты планируется формировать небольшого объема, чтобы привлечь к торгам компании разного масштаба.
Сейчас АФ ведет предварительные переговоры с сельхозпроизводителями о закупках, просчитывая цену. В ее определении глава Аграрного фонда полагается на опыт, накопленный за несколько сезонов форвардных закупок. «Определяя в рамках форвардной кампании цены минимум за полгода до непосредственной поставки, мы расходились с фактом не более чем на 15%», — говорит он.
Участники рынка констатируют, что присутствие в Украине компаний, работающих на форварде, подразумевает востребованность таких инструментов, как фьючерсы, и, соответственно, опционы и деривативы. Локализация контрактов на внутреннем рынке позволяет пренебречь валютными рисками, что немаловажно в текущей нестабильной макроэкономической ситуации в Украине. "Это отличная идея, так как они (эти инструменты-ред.) несомненно, необходимы для создания ликвидности«,- говорит Игорь Петрашко, заместитель гендиректора крупнейшего украинского агрохолдинга Ukrlandfarming. При этомон считает целесообразным привязывать фьючерсные контракты к мировому валютному рынку. «Иначе будет составляющая обмена валют, которая, в принципе, не должна быть присуща фьючерсным контрактам на поставку зерновых», — говорит он.
Еще одна рисковая составляющая — уровень ответственности поставщиков и их готовность выполнить обязательства по контракту. Небольшие фермеры могут быть склонны проигнорировать контракт, если представится возможность реализовать его по более высокой спотовой цене. "Поэтому я предполагаю, что могут быть нюансы в исполнении поставок. В случае значимой девальвации штрафные санкции за срыв контракта скорее всего окажутся меньшим злом«,- говорит он.
Петрашко уверен, что вопрос «Кто будет гарантировать поставку, если курс гривны пойдет вниз?» будут задавать все люди, которые будут покупать обязательства.
В тоже время в Аграрном фонде напоминают, что за несколько сезонов форвардных программ, провели детальный аудит рынка и отсеяли неблагонадежных поставщиков. «Риски непоставки минимальны. По форвардным контрактам предыдущих сезонов проблемные контракты составляют 1-2% от всего портфеля», — указывает Андрей Радченко.
Леонид Козаченко, народный депутат Украины, председатель «Аграрного объединения» в ВРУ, который пять лет назад принимал участие в запуске пшеничного фьючерса FOB Причерноморье на Чикагской фондовой бирже, также подтверждает, что главный элемент — не заключение контракта, а его выполнение. «Для этого нужно иметь большой клиринговый фонд, чтобы покрывать риски всех, кто подписал контракт», — напоминает он. По его словам, в 2012 году Чикагская биржа рассматривала возможность открытия площадки в Украине и по их расчетам, такой фонд гарантирования должен был составить около 1 млрд долларов. «Он может быть в форме клирингового банка или просто компании, созданной по лицензии НБУ. Но главная задача инструмента — покрывать риски фьючерсных контрактов, который подписывает одна или другая сторона. Это вопрос номер один», — говорит он.
Не смотря на оговорки, все участники рынка признают, что внедрение инструмента зерновых фьючерсов могло бы частично компенсировать недостаток оборотных средств в сельском хозяйстве. Его развитие разблокирует огромный потенциал, поскольку в Украине, входящей в тройку мировых экспортеров зерна такие биржевые инструменты более, чем востребованы и в перспективе здесь может быть создана альтернатива Чикагской и европейским биржам. Но появление этих инструментов напрямую зависит от развития всей финансовой системы, которая в свою очередь является заложником отечественного бизнес-климата.