Сегодня в Украине стартует новый политический сезон. Народные депутаты вернулись с новогодних каникул и продолжат работать в сессионном зале. Пока большинство народных избранников не могут четко ответить на вопрос: «какие законопроекты вы считаете главными для рассмотрения». Депутаты объясняют, мол, сначала нужно провести заседание фракций и групп, где они и решат, рассмотрения каких вопросов они будут требовать от руководства Рады. Тем не менее, опросив руководителей фракций и групп, а также руководство профильных комитетов парламента, мы составили список из шести проектов законов, которые парламент может рассмотреть в первой половине 2017 года.
1.Создание финансовой полиции
О планах создать финансовую полицию и ликвидировать налоговую милицию заявляло еще второе правительство Арсения Яценюка. Наталья Яресько, которая тогда была министром финансов, представила проект налоговой реформы, которая так и не была одобрена парламентом. Сейчас этот вопрос стал особенно остро. Ведь из-за технической ошибки парламент во время принятия изменений в Налоговый кодекс и закона о государственном бюджете на 2017 год не разобрался в нюансах ликвидации налоговой милиции. Поэтому с 1 января она формально находится вне закона и лишена законодательных оснований для осуществления своих полномочий. Соответственно, уже на этой пленарной неделе Рада будет пытаться исправить этот пробел в законе — или налоговой милиции вернут ее полномочия, или очень быстро решат вопрос с финансовой полицией.
Министр финансов Александр Данилюк анонсировал, что уже в ближайшие дни законопроект о финансовой полиции будет вынесен на рассмотрение правительства. За основу проекта может быть взят депутатский законопроект о финансовой полиции № 4228, который еще в марте прошлого года зарегистрировала депутат от «Самопомочи» Татьяна Острикова вместе с группой соавторов. Документ предполагает, что финансовая полиция будет независимым правоохранительным органом. Ее штат будет в шесть раз меньше штата налоговой милиции (2,5 тысячи работников вместо 15 тысяч). Причем только 25% сотрудников органа войдут в его силовое подразделение. Отбор штата планируется проводить на конкурсной основе.
Впрочем, депутаты опасаются, что провести реформу налоговой милиции будет сложно из-за сопротивления значительной части парламента и правоохранительных органов, полномочия которых по расследованию экономических преступлений планируется передать финансовой полиции.
«Чем этот закон не будет устраивать коллег по парламенту? Там затрагиваются интересы всех правоохранительных органов, которые занимаются расследованием экономических преступлений. Предлагается забрать их подследственность всех преступлений, касающихся публичных финансов государства, у полиции, прокуратуры, ГБР (Государственного бюро расследований, которое еще не сформировано — ред.) и СБУ . Эти 15 тыс. людей, которые сегодня занимаются экономическими преступлениями — фактически дублируют подследственность друг друга, потеряют свои полномочия. Представьте себе, что СБУ прекратит расследовать экономические преступления и начнет заниматься преступлениями против государства — шпионажем, государственной изменой — там же денег не соберешь! », - объясняет Острикова.
2. Создание Антикоррупционного суда
Работа над законопроектом об Антикоррупционном суде началась еще в октябре прошлого года. Документ подготовили при участии общественности и с помощью консультаций с антикоррупционными органами и международными партнерами. Планируется, что общественность предложит, чтобы законопроект в парламент внес президент.
Проектом предусмотрено, что в ведение Антикоррупционного суда перейдут все дела, подследственные Антикоррупционному бюро: декларирование недостоверной информации, незаконное обогащение, злоупотребление властью и служебным положением, подкуп, нецелевое использование бюджетных средств, отмывание доходов и тому подобное.
Так, предусматривается создание Высшего антикоррупционного суда, как суда первой инстанции для рассмотрения дел, подследственных Национальному антикоррупционному бюро, и создание Антикоррупционной палаты Верховного суда (будет выполнять функции апелляционной инстанции). Планируется, что штат Высшего антикоррупционного суда будет насчитывать 40 судей, а Антикоррупционной палаты Верховного суда — 40 судей. Судьи будут избираться на конкурсной основе с привлечением в конкурсную комиссию представителей президента, парламента и международных экспертов.
3. Обновление ЦИК
Весьма вероятно, что в первом полугодии 2017-го парламентарии, наконец, обновят состав Центральной избирательной комиссии. Напомним, что срок полномочий 12 из 15 членов ЦИК истек еще в июне 2014 года. Однако, президент внес представление на замену 11 представителей только в июне прошлого года. Дальше дебатов рассмотрение вопроса в Раде не продвинулось, и вопрос так и не был вынесен на рассмотрение в сессионный зал.
Фракции «Народного фронта» и «Батькивщины» требовали у президента отозвать представление и заново внести его в Раду. Так, во фракции НФ объясняют, что предложили три кандидатуры в ЦИК, а в представлении президента остался только один их кандидат. Кадровые пожелания «Батькивщины» Петр Порошенко и вовсе не учел.
4. Пенсионная реформа
Депутаты прогнозируют, что во 2-3-м квартале 2017 года Рада может рассмотреть пенсионную реформу. Она должна решить вопрос дефицита Пенсионного фонда, который в нынешнем году предусмотрен в размере 142 млрд гривен. Речь идет о возможном повышении пенсионного возраста для мужчин и женщин до 63 лет — на 6 месяцев ежегодно в течение 6 лет. Сейчас пенсионный возраст и для мужчин, и женщин установлен на уровне 60 лет. Последний раз его повышало правительство Николая Азарова в 2011 году.
Также обсуждается возможность повышения минимального страхового стажа (сейчас минимальный страховой стаж для мужчин составляет 35 лет, женщин — 30 лет, был повышен на 10 лет в 2011 году) и дальнейшее сокращение льготных условий выхода на пенсию. В правительстве подтверждают, что разговоры о повышении пенсионного возраста действительно ведутся, но на экспертном уровне. «Это экспертные мнения. Кто-то предлагает 63, другие — 65 (лет, — ред.), Но окончательная договоренность у нас зафиксирована в Меморандуме (с МВФ, ред.). Там этого нет. И не будет», — объясняет вице-премьер Павел Розенко. Сам же чиновник выступает против таких кардинальных мер.
«Безусловно, солидарная пенсионная система нуждается в коррекции, но я убежден, что нынешнее правительство и власть никаких шагов по увеличению пенсионного возраста делать не будет. Я категорически против этого решения потому, что оно не дает никакого существенного эффекта для Пенсионного фонда Украины. Безусловно, этот шаг очень серьезно ударит по украинским гражданам. Можно пенсионный возраст повышать хоть до ста или тысячи лет, но, когда 50 % работающих не платят налоги, или платят их не в полном объеме, то этот шаг не даст ничего», — объясняет Розенко и добавляет, что правительство должно сконцентрировать усилия над легализацией заработка населения, а повышение минимальной зарплаты до 3200 гривен должно этому способствовать. Так же чиновник выступает против увеличения страхового стажа.
В Кабмине объясняют, что на самом деле правительственная пенсионная реформа заключается во введении накопительной пенсионной системы. Необходимый для этого законопроект правительство подало в парламент еще в мае прошлого года (проект закона № 4608 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единых принципов начисления пенсий»).
5. Проведение деофшоризации
Еще летом 2016 года, по поручению президента и по требованию МВФ председатель комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина совместно с Нацбанком начали работу над законопроектом о контролируемых иностранных компаниях (КИК). В парламенте объясняют, что законопроект направлен на деофшоризацию. То есть, на создание механизма, благодаря которому украинские бизнесмены не были бы заинтересованы создавать компании в «низконалоговых» юрисдикциях.
Сущность режима КИК состоит в зачислении доходов иностранных компаний, которые контролируются физическими или юридическими лицами-резидентами, в доход этих резидентов для целей налогообложения. Это приводит к потере экономического смысла в использовании компаний, зарегистрированных в «налоговых гаванях», для минимизации налогообложения и аккумуляции доходов, и позволяет уменьшить скрытый отток капитала.
Планируется, что украинский гражданин, который имеет бизнес за рубежом, будет обязан задекларировать свою иностранную компанию и оплатить в Украине разницу по ставкам налогов (разницу между ставкой налога на прибыль в Украине и ставкой налога на прибыль за рубежом).
«Если у вас бизнес в Польше или Германии, например, вы производите автомобили, то в этих юрисдикциях — за границей — у вас не будет низшего налоговой нагрузки, чем в Украине. С этими странами мы будем иметь обмен информацией. Следовательно, налоговая будет получать информацию о ваших компаниях, а в Панаме у вас не будет смысла создавать предприятия и выводить из них деньги потому, что вам придется все задекларировать в Украине и доплатить налог: либо НДФЛ, или налог на прибыль », - рассказывает нардеп от «Самопомочи», член комитета по вопросам налогообложения и таможенной политики Татьяна Острикова.
Когда законопроект поступит в парламент, и тем более, имеет ли он шансы на поддержку, депутаты пока прогнозировать не готовы.
6. Земельная реформа
Дебаты о необходимости запуска рынка земли в Верховной Раде длятся уже не первый год, и каждый раз они завершаются продлением моратория на продажу земель сельхозназначения. Пока что он действует до 1 января 2018 года.
В декабре прошлого года в парламенте появились законопроекты об обороте земель сельскохозяйственного назначения — № 5535 зарегистрирован группой депутатов во главе с Алексеем Мушаком (фракция БПП), а альтернативный ему законопроект № 5535-1 внес народный депутат от БПП Аркадий Корнацкий.
Первый проект предлагает поэтапное введение рынка земли. Так, с 1 июля уже в этом году предложено запустить продажу земли государственного назначения. В течение года на базе аукционов определить рыночную стоимость земли и уже с 1 июля 2018 разрешить продажу земли граждан.
Предлагается, что к 2020 году землю сельхозназначения смогут покупать только граждане Украины, а с 2020 года — юридические лица, и, наконец, с 2030 года — иностранцы. Также предусмотрено, что землю можно покупать и продавать только на аукционе. Начальная стоимость гектара земли составит не менее 30 тыс. гривен. Заложены и определенные ограничения для покупателей земель. В частности, физическое лицо не может приобрести более 500 га земли. Кроме того, предусмотрено, что в будущем юрлица не смогут покупать более трети земель одной территориальной общины или района.
Сейчас авторы законопоекта говорят, что хотя вопрос земельной реформы и является крайне непопулярным, они будут добиваться, чтобы парламент рассмотрел его в апреле этого года.
«Сейчас ситуация такая, что этот закон не поддерживают только две фракции — „Батькивщина“ и РПЛ. Все остальные говорят: „Сейчас не время. Давайте подождем, разработаем концепцию“. У нас 400 тыс. граждан умерли и так и не передали никому свою землю. Например, умерла старенькая бабушка, а ее земля пока обрабатывается, а теневой доход идет главе села или еще кому-то», — объясняет один из авторов законопроекта Алексей Мушак.