Каждый восьмой случай мошенничества офисных работников привел к убыткам компаний в размере более $ 5 млн. Об этом свидетельствуют данные отчета «Глобальные сведения о мошеннике», подготовленного экспертами международной аудиторской компании KPMG.
Специалисты опирались на итоги проведенных в 2011‑2013 гг. расследований 596 преступлений, совершенных мошенниками в 78 странах мира.
Основная цель исследования — сформировать характерный образ мошенника и выявить ключевые причины, толкающие сотрудника к совершению преступления. По мнению экспертов, это поможет руководству компаний усилить контроль за мошенниками, а в будущем — предупреждать их действия.
Согласно данным отчета, офисные работники становятся мошенниками, поскольку считают, что их зарплата недостаточна (17 %), проделанная работа недооценена руководством (13 %) и потому, что испытывают чувство злости (14 %). Исследователи также выяснили, что преступниками двигали личная выгода (47 %), жадность (42 %), чувство превосходства (36 %), склонность к обману и сговору (31 %).
Офисные мошенники — чаще всего дружелюбные (33 %), глубоко уважаемые (39 %), деловые (23 %), люди-экстраверты (33 %), производящие впечатление интеллектуалов (22 %). Абсолютное большинство (70 %) преступников являются опытными специалистами в возрасте от 36 до 55, проработавшими в компании более шести лет.
Также мошенники чаще всего выполняют руководящие, финансовые, операционные и маркетинговые функции. Большинство же случаев приходится на тех, кто занимает позиции менеджера (25 %) и руководителя (29 %).Исходя из этого эксперты KPMG охарактеризовали успешного мошенника как того, кто совершает преступление впервые, является доверенным сотрудником на ответственной должности и не выдает своим поведением преступных намерений.
Наиболее распространенным видом мошенничества оказалось незаконное присвоение активов компании (56 %), причем четыре из десяти таких случаев приходится на хищения. На втором месте — мошенничество в сфере закупок (27 %). Действуя в одиночку, 69 % преступлений клерки совершают в течение первых пяти лет работы.
При этом в 32 % случаев их мошенничество стоит компании более $ 500 тыс. Немного больше преступников (74 %) предпочитают работать с пособниками, что значительно увеличивает эффективность махинаций — 43 % компаний несут финансовые потери, превышающие $ 500 тыс.
Почти все преступления (93 %) совершаются путем многочисленных транзакций, средняя стоимость каждой из которых в 42 % случаев составляет от $ 1 тыс. до $ 50 тыс.
Согласно исследованию, 54 % преступлений стали возможными из‑за слабого корпоративного контроля. Это способствует развитию коррупции, которая является незаменимым помощником большинства мошенников стран СНГ (64 %) и Западной Африки (67 %).