За первое полугодие в Украине начали работать около 1,5 тыс. франчайзинговых точек, тогда как за весь 2012 г. открыли примерно 2 тыс. объектов, сообщил «Капиталу» глава директората Ассоциации франчайзинга (Украина) Андрей Кривонос. Такой активности не наблюдалось последние пять лет лет — с момента наступления кризиса.
Магазины и рестораны
О выходе в нашу страну заявляют преимущественно крупные международные ресторанные и торговые сети. «Несколько десятков владельцев торговых марок ведут переговоры с потенциальными украинскими партнерами», — сказал Андрей Кривонос. Как уже писал «Капитал», американские сети фастфудов Subway, Papa John»s, «Сбарро» стремятся представить свой продукт в Украине. Texas Chicken уже открыла первое заведение в столичном торгово-развлекательном центре Ocean Plaza.
По информации собеседника, в 2013 г. Украину посетили представители европейских обувной сети Costa Cormax и магазинов по продаже рубашек 7Сamiciе. За два-три года с использованием франчайзинга планирует открыть около 50 торговых точек польская обувная сеть ССС.
Гораздо меньшей популярностью, вопреки прогнозам, пользуются франшизы по продаже услуг: мастерские по ремонту одежды, изготовлению ключей. Такой бизнес можно открыть, имея примерно 10 тыс. грн, отметил Андрей Кривонос.
Ритейлеры диверсифицируют риски
Увеличение количества ритейлеров, приобретающих франшизу на развитие сети, связано с ростом числа новых торговых центров, считает замдиректора департамента торговой недвижимости консалтинговой компании CB Richard Ellis Вадим Зинченко. По данным консалтинговой компании UTG, до конца текущего года планируется достроить торговые центры МФК Gulliver, Art Mall, Life Style, Silver Breeze, «Мега-Сити», «Атмосфера» общей площадью 148 тыс. кв. м. При этом конкуренции между ритейлерами за торговые площади, как это было до кризиса, сегодня на рынке практически нет.
Еще один фактор, влияющий на развитие рынка франчайзинга, — желание отечественных ритейлеров диверсифицировать свой портфель. «Они отказываются от неприбыльных брендов и стараются завести новые, которые будут пользоваться спросом у украинцев», — прокомментировал специалист. Например, ритейлер Дмитрий Ермоленко (владелец компании Zeebra и совладелец Maratex) намерен представить в стране итальянские сети магазинов косметики Bottega Verde и Glossip. В то же время Maratex отказалась от развития обувной сети Aldo и продала ее компании «Арго».
Причины для роста количества франчайзи в ресторанном сегменте совсем иные. Этот рынок не заполнен и растет на 15 % в год, отметил совладелец компании «Система быстрого питания» (владеет брендами «Пицца Челентано», «Картопляна хата», кафе «Пункт» и пр.) Марк Зархин. Сегодня ресторанным бизнесом интересуются много непрофильных инвесторов, которые готовы вложить средства в открытие заведения, но не знают, как сделать его прибыльным. «Они [непрофильные инвесторы] никогда не работали на ресторанном рынке, поэтому стараются приобрести франшизу успешных мировых сетей», — подтвердил эксперт.
Только 30 % добьются успеха
Проданных франшиз могло бы быть больше, но отечественные бизнесмены не хотят переплачивать: если два-три года назад они готовы были выложить за франшизу $ 30‑40 тыс., то сейчас — не более $ 15‑20 тыс. Кроме того, работа по франчайзингу не гарантирует, что франчайзи станет успешным, полагает генеральный директор консалтинговой компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова: «На мой взгляд, только 30 % из них могут стать прибыльными». Франчайзи может отказаться выполнять требования владельца бренда, самостоятельно менять правила работы, а владелец торговой марки не пожелает идти на компромисс, что может привести к конфликтам, объяснил Андрей Кривонос.
Напомним, подобный конфликт возник между крымской компанией Best Restaurant System Вадима Гакало и ресторатором Марией Адониной за бренд «Вареничная. Победа». Количество скандалов будет расти пропорционально количеству заключенных франчайзинговых договоров.