Апокалиптические сценарии для энергетической системы Украины, которыми пугали украинцев из-за блокады поставок угля из Донбасса, пока не оправдались. Веерных отключений в стране не было, отопительный сезон завершается. Однако дефицит антрацита все же сказывается.
В апреле приостановили роботу Змиевска и Трипольская ТЭС, входящих в состав компании «Центрэнерго», контрольный пакет которой принадлежит государству, а также Приднепровская ТЭС, входящей в холдинг ДТЭК Рината Ахметова.
11 апреля приостановит свою работу Криворожская ТЭС, которая также принадлежит компании ДТЭК. Об этом сообщил Всеволод Ковальчук, временно исполняющий обязанности директора НЭК «Укрэнерго». Это госпредприятие осуществляет эксплуатацию магистральных и межгосударственных линий электропередачи, а также централизованное управление объединенной энергосистемой страны.
По словам Ковальчука, приостановка прошла в рабочем режиме в рамках выполнения графика нагрузок энергосистемы, а не в экстренном порядке. «Технологическая возможность остановки „антрацитовых“ энергоблоков ТЭС после завершения отопительного сезона была разработана нами (...) Мы тщательно просчитали все аспекты устойчивости энергосистемы, совместно с генерирующими компаниями разработали план безаварийного отключения энергоблоков», — написал на своей странице в Facebook Всеволод Ковальчук.
При этом он отметил, что украинская энергосистема готова к сценарию с отключением всех блоков, работающих на угле антрацитовой группы. Период вынужденного простоя энергетики используют для накопления угля к началу летнего максимума нагрузок в энергосистеме и проведению ремонтов, обещает руководитель НЭК «Укрэнерго». «В случае возникновения нештатной ситуации в объединенной энергосистеме Украины, энергоблоки будут оперативно включены в работу», — уверяет Ковальчук.
Благодаря погоде
Эксперты указывают, что достаточно безболезненно пережить «блокадый» кризис в энергетике Украине помогла теплая погода. Существенное повышение температуры позволило на две недели раньше завершить отопительный сезон в некоторых регионах. «Ситуация не столь критична. Погода помогает. Из-за раннего паводка увеличили генерацию ГЭС, и это помогает маневрировать и держать нагрузку. Плюс, тепло, и потребление электроэнергии упало», — констатирует эксперт коалиции «Энергетические реформы» Андрей Перевертаев.
Украинское правительство движется в правильном направлении, экономя мощности, считает президент аналитического центра DiXi Group Елена Павленко. «Но долго так продержаться невозможно. Летом, когда начнется пиковое потребление из-за жары и работу кондиционеров, вновь остро встанет вопрос антрацита», — предупреждает Павленко.
«Критический дефицит»
Министерство энергетики уверяет, что Украина будет с антрацитовым углем. Глава ведомства Игорь Насалик рассчитывает на его импорт из США в объеме 2,5-3 миллионов тонн. «Я, как министр, отправил в Госдеп письмо о помощи с углем антрацитовый группой», — сказал он журналистам в Киеве в понедельник, 3 апреля. По его словам, энергогенерирующие компании уже начали контрактовать антрацит из ЮАР и других стран. По балансу Украине до конца 2017 года необходимо импортировать 4,7 миллиона тонн энергетического угля группы «А» (антрацит).
Вместе с тем, директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что правительство продолжает действовать по факту возникновения проблем в энергетике без долгосрочной стратегии действий как избавиться от зависимости от антрацитового угля. Ведь он добывается в Украине только на неподконтрольных территориях Донбасса.
«Важно действовать, а не только говорить об этом. Надо уже сейчас контрактовать уголь за рубежом, переводить блоки на уголь газовой группы, заниматься реальным энергосбережением, думать хотя бы на год вперед. Надо играть на опережение, а у нас только реагирования по факту поступления проблем», - настаивает Владимир Омельченко.
Читайте также: Перезимовали: Как Украина пережила отопительный сезон
В правительстве несогласны с критикой. «У нас есть критический дефицит угля. И мы работаем над тем, чтобы после блокады заменить украинский антрацитовый уголь. А также над восстановлением работы ТЭС», — сказал премьер-министр Украины Владимир Гройсман.
Ранее генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко в интервью агентству «Интерфакс-Украина» отметил, что компания уже законтрактовала одно судно с углем антрацитовой группы из ЮАР, его поступления ожидается в начале мая. В целом компания ДТЭК во втором-четвертом кварталах 2017 планирует импортировать около двух миллионов тонн угля.
Цена вопроса
По какой цене государственная «Центрэнерго» или частный холдинг ДТЭК собираются покупать антрацитовый уголь за границей, не сообщается. Как говорит Андрей Перевертаев, чтобы Украина смогла импортировать в необходимом количестве антрацит, нужно уже сейчас договариваться о дополнительном добыча со странами, которые его продают. Другой вариант — предлагать более высокую цену за те энергоносители, которые уже есть на складах в иностранных портах. По словам эксперта, сейчас энергогенерирующие компании из-за того, что Верховная Рада так и не приняла закон «О рынке электроэнергии», не имеют возможности брать долгосрочные кредиты, поэтому расходы придется снова закладывать в тариф для потребителей.
«Если мы договоримся об увеличении добычи, то его нам смогут дополнительно добыть к отопительному сезону. Рынок работает по рыночным правилам. Если покупать уголь по более высокой цене — это увеличение тарифов», — добавляет Перевертаев.
Директор компании «Энергетические ресурсы Украины» Андрей Фаворов предлагает альтернативное решение проблемы с дефицитом антрацитового угля. По его мнению, если так проблематично и дорого импортировать уголь, то не лучше ли импортировать готовый продукт — электроэнергию. «Здесь чисто экономическое решение, что будет дешевле импортировать: электроэнергию из Молдовы, Беларуси, Румынии, Словакии, Венгрии или уголь из ЮАР и США и везти его с перевалкой, плюс доставка по железной дороге. Альтернатива у нас есть», — рассказал Фаворов. Он отмечает, что технологическая возможность импортировать электроэнергию в Украине есть, однако это вопрос сугубо политический. Ведь согласятся ли энергогенерирующие компании на то, чтобы их мощности простаивали в обмен на дешевый импорт электроэнергии от соседей.