В дополнение к прекращению импорта российского газа уже вскоре Украина может отказаться и от российского угля. На днях министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик сообщил, что внес на рассмотрение правительства проект распоряжения о запрете поставок в Украину российского энергетического угля. Впрочем, в том, что речь идет именно о российском твердом топливе, министр сомневается. Ранее он заявлял — в планах РФ входит перепродажа украинского угля с неподконтрольных территорий Донбасса под видом российского после обогащения в Ростове-на-Дону.
Вместо этого Насалик предлагает покупать топливо на других рынках, среди которых он выделяет Соединенные Штаты Америки. По словам министра, сейчас идут переговоры о возможности закупки антрацита в США. Договоренности по этому поводу планируется достичь уже к концу текущего месяца, уверяет чиновник.
Чрезвычайный режим
Опрошенные изданием эксперты считают вполне реальным обеспечить работу украинской энергетики без российского угля, правда предупреждают о расходах, с которыми это может быть связано. Руководитель программ аналитического центра DiXi Group Роман Ницович отмечает, что это решение будет иметь свою цену как в виде увеличения тарифов, так и в дополнительных нагрузках на другие виды генерации энергии. Впрочем, несмотря на то, что уже сейчас украинская энергетика работает в чрезвычайном режиме, он ожидает принятия решения об остановке импорта российского угля уже в мае.
Пока же правительство сдерживает ряд факторов, среди которых эксперт называет вопрос Луганской ТЭС — последней из еще работающих на антрацитовом угле. Ее отключение может привести к сбоям в энергосистеме, но уже сейчас чиновники размышляют над возможными окольными путями поставки антрацита на эту станцию, рассказывает эксперт.
Среди других мер, которые могут помочь справиться с прекращением импорта угля из России, Ницович называет переоборудование ТЭС на уголь газовой группы с одновременным накоплением на них запаса топлива и инвестициями в разработку новых лав на шахтах, где оно добывается.
Помочь переориентироваться на уголь с других рынков, кроме российского, теоретически должен и высокий тариф для тепловой генерации. Впрочем, как говорит Ницович, производители электроэнергии так и не использовали его для того, чтобы обезопасить себя и заранее законтрактовать необходимо угля на других рынках, а теперь будут вынуждены делать это в авральном порядке.
Эксперт коалиции «Энергетические реформы» Андрей Перевертаев отмечает, что теоретически можно успеть накопить достаточные запасы к началу следующего отопительного сезона. Впрочем, это потребует внесения авансовых платежей, которых не было в случае завоза угля с контролируемых пророссийскими сепаратистами территорий, говорит эксперт. Он также учитывает высокий риск того, что под видом угля из Южно-Африканской Республики (ЮАР) или Соединенных Штатов в Украине будут пытаться завозить антрацит с Донбасса, легализируя его через подставные фирмы.
Репатриация антрацита
В экспертных кругах уже давно идут разговоры о том, что под видом российского угля в Украину идет топливо с неподконтрольных территорий Восточной Украины, рассказывает руководитель программы энергетических исследований Совета внешней политики «Украинский призма» Андрей Чубик. Впрочем, отмечает эксперт, проверить крайне трудно из-за закрытости рынка — даже специалисты имеют мало информации о том, каким образом происходит торговля. Поэтому, по мнению Перевертаева, то же самое может происходить и под видом импорта из других стран. Перевертаев вспоминает расследование «Украинской правды», согласно которому госкомпании покупали антрацит с неподконтрольных территорий под видом угля из ЮАР.
Именно поэтому одной из главных предпосылок для реального, а не фиктивного замещения российского импорта эксперты называют прозрачную и понятную для игроков рынка политику власти в этой области.
«Только четкая стратегия позволит преодолеть недоверие к отрасли со стороны главных игроков на мировом рынке и убрать делков, которые ранее выстраивали различные схемы поставок угля с оккупированных территорий», — резюмирует Чубик.
Он объясняет, что долгосрочный и прозрачный подход нужен и для того, чтобы сделать поставки зарубежного угля экономически целесообразным. Крупные трейдеры хотят работать с надежными компаниями с репутацией, а не с оффшорными однодневками и готовы предоставлять цены только под долгосрочные контракты, предусматривающие поставки по меньшей мере нескольких партий угля в течение хотя бы половины года.
Перевертаев добавляет, что стратегия нужна не только компаниям в сфере энергетики, но и портам и транспортникам, чтобы иметь уверенность в инвестициях, которые потребует логистика импорта зарубежного угля. Поэтому, если Украина хочет выходить на мировой рынок, ей надо начинать играть по понятным для него правилам.
«Да, в Соединенных Штатах есть антрацит, который мы можем использовать, но не думаю, что кто-то будет продавать его нам на нерыночных условиях», — отмечает Перевертаев.
А РАССТРЕЛЯТЬ ПРОДАЖНУЮ ВЛАСТЬ И СРАЗУ СВОЕМУ УГЛЮ НАЙДЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ.