Сбербанк России в Украине в своей финансовой отчетности за третий квартал сообщил о трех судебных делах с налоговыми органами. Общая сумма спора превышает 33 млн грн.
Два из трех судебных разбирательств связаны с резервами. В первом случае фискальные органы оспорили то, что финучреждение отнесло на валовые расходы резервы под облигации, и потребовали от Сбербанка доплатить налог на прибыль и штрафы на сумму 21,5 млн грн.
Во втором — на валовые расходы банк отнес резерв по выданным гарантиям, из‑за чего, по мнению налоговиков, он должен доплатить государству 10,9 млн грн. В Сбербанке и Миндоходов не прокомментировали ситуацию.
На 1 октября финструктура сформировала 18,8 млн грн резервов под ценные бумаги, что составляет менее чем 0,5 % общего портфеля бумаг банка. Сбербанк — один из крупнейших торговцев облигациями.
Небольшой объем резервов может быть вызван тем, что более чем 90 % портфеля банка составляют государственные бонды.
Не один в поле
По словам юристов, претензии к Сбербанку — типичный случай. «Мы ведем в суде не одно подобное дело, когда банки оспаривают решения налоговых органов относительно резервов», — подтвердила управляющий партнер адвокатского объединения «СК Групп» Ольга Соловьева.
С ними соглашаются и банкиры. «Мы также столкнулись с сомнениями налоговой по поводу отнесения нами на валовые расходы резервов по банковским гарантиям. Но нам удалось доказать проверяющим, что резервы в данном случае являются убытками будущих лет», — объяснил первый заместитель банка «Контракт» Павел Крапивин.
Налоговая может предъявлять претензии к банкам из‑за разночтений в законодательстве. Требования НБУ к формированию резервов отличаются от требований Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), которыми руководствуются налоговые органы, проверяя финучреждения.
10 млрд гривен разница между суммой резервов всех банков согласно постановлению Нацбанка и МСФО
«Постановление Нацбанка требует все резервы относить на валовые расходы», — отметил Крапивин.
Согласно нормам МСФО, банки могут формировать меньший объем резервов, чем по постановлению НБУ № 23 от 25.01.2012.
«По системе разница между резервами по постановлению Нацбанка и МСФО составляет 10 млрд грн. При этом резервы по МСФО меньше, чем резервы по соответствующему постановлению регулятора, — говорит председатель правления Креди Агриколь Банка Евгения Чемерис. — Это естественно, потому что Международные стандарты финансовой отчетности не предполагают создания резервов под будущие риски.
А постановление НБУ более или менее соответствует требованиям Базеля (Базель II. — «Капитал»), согласно которым необходимо формировать резервы под прогнозируемые риски».
Чем больше резервов сформирует банк, тем больше его расходы, а чем больше его расходы, тем меньше налога с прибыли он заплатит.
Из-за этого и возникают споры между финструктурами и налоговыми органами. Последние, по словам банкиров, принимают отчеты банков, составленные согласно постановлению НБУ № 23, но так и не могут понять, каким образом объемы резервов в финансовой отчетности по МСФО могут быть меньшими, чем те, которые банки включают в налоговую декларацию. «Резервы банковской системы налоговая считает льготой, а не убытками будущих лет», — подчеркнула Евгения Чемерис.
Вынужденный компромисс
Чтобы решить проблему, Независимая ассоциация украинских банков (НАБУ) ведет диалог с налоговыми органами.
«Мы стараемся найти консенсус. Уже подготовлен проект изменений к Налоговому кодексу, согласно которому в налоговую декларацию будут включаться резервы по МСФО», — сообщила Евгения Чемерис, которая возглавляет комитет по вопросам налогообложения и учета НАБУ.
Это значит, что банкам придется платить больше налогов. Финучреждения пошли на такой шаг, чтобы впредь не допускать споров с налоговой инспекцией.
«Лучше такой компромисс, чем вовсе лишиться возможности относить резервы на расходы, — полагает она. — Мы хотим платить налоги, а не пени и штрафы. И хотим это делать по закону, а не по трактовкам налоговой законодательства».
Причиной подобных споров налоговой с банками может быть плохая ситуация с наполнением бюджета.
«Это требует от налоговых органов напряженной работы по обеспечению поступлений в казну различными способами, — считает адвокат, партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Максим Копейчиков. — В том числе и посредством доначисления налоговых обязательств плательщикам, включая банки».