Около 10 % заказов в интернете украинцы делают с помощью смартфонов и планшетов. К таким выводам пришли опрошенные «Капиталом» участники рынка электронной коммерции. Для сравнения: в России только 6 % заказов онлайн происходит через мобильные устройства.
По оценкам экспертов, для крупнейших торговцев техникой (например, интернет-магазинов Rozetka и Sokol) этот показатель составляет примерно 15 %. «На таких сайтах много продвинутых пользователей, которые пытаются применить все возможности своих мобильных устройств», — объясняет директор агентства LEAD9 Назар Грынык.
Магазины широкого профиля, предлагающие товары для разных категорий населения, обычно имеют меньший процент мобильных продаж. К примеру, 200 тыс. интернет-магазинов, работающих на платформе Prom.ua, 5 % своих заказов получают через смартфоны и мобильные ПК и еще столько же — через планшетные устройства. На Prom.ua, как и в среднем по рынку электронной коммерции в Украине, мобильный трафик составляет 10 %, рассказывает директор по развитию бизнеса Prom.ua Денис Горовой.
Доля мобильных продаж в деньгах может составлять до 5 %. «Наиболее дорогостоящие категории товаров, автомобили и недвижимость, по‑прежнему продаются офлайн», — констатирует Грынык. Общий объем украинского рынка электронной коммерции, по данным компании «Ашманов и Партнеры Украина», к концу 2013 года достигнет $ 2‑2,4 млрд.
Смартфоны изменили подход к интернет-шопингу
Рост количества мобильных устройств заставляет клиентов украинских интернет-магазинов по‑другому взглянуть на онлайн-шопинг, уверен менеджер по развитию IТ-клиентов компании «Google Украина» Евгений Галкин. Согласно отчету Google, 55 % украинских пользователей смартфонов хотя бы раз в месяц совершают покупки с помощью мобильных устройств. Таким образом, более 5 млн украинцев покупают товары и услуги по мобильному исходя из общего количества смартфонов в Украине (свыше 10 млн шт.). По данным мобильных операторов, ежегодно количество смартфонов в их сетях растет на 50‑70 %, соответственно расширяется и аудитория мобильной коммерции.
35 % украинцев подчеркнули, что основная помеха при совершении онлайн-покупок — недостаточная скорость интернета. В 2G-сетях сайты грузятся медленнее, чем в 3G, которые есть уже во всем мире, кроме Украины. Согласно исследованию Google, маленький размер экрана преградой считают 32 % респондентов.
Интернет-магазины не готовы
Несмотря на растущую популярность мобильного шопинга, отечественные интернет-магазины не спешат адаптировать свои сайты к новым реалиям. По подсчетам Горового, только у 2 % украинских онлайн-продавцов есть мобильные версии. Но Украина все же опережает по этому показателю Россию. По информации Data Insight, только 1 % российских интернет-магазинов приспособлен к мобильным покупкам.
«Мобильная версия все еще остается имиджевым инструментом», — констатирует Горовой. По его мнению, мобильная версия пока нужна далеко не всем интернет-магазинам, так как при покупке техники и электроники пользователи чаще используют мобильные версии интернет-магазинов для сравнения цен с офлайн-ритейлом.
Если же магазин реализует категории товаров, которым присущи спонтанные покупки, то мобильная версия должна существовать и быть приспособлена к осуществлению заказа, уверен эксперт.
В категориях услуг, таких как заказ билетов, такси, доставка еды, уже равнозначно используются мобильные и десктопные версии. А со временем практически все заказы будут происходить через мобильные версии, предположил Горовой.
Продолжение читайте здесь.