Введение безвизового режима со странами Европейского Союза дало возможность украинцам устраиваться на работу в Польше без оформления вида на жительство или рабочей визы. Такое право на трудоустройство появилось именно с началом действия безвиза — наличие в паспорте выданной Польшей шенгенской визы не позволяло гражданину Украины легально трудоустраиваться в этой стране без соответствующих документов. А теперь украинцы могут легально работать в Польше без оформления рабочей визы или вида на жительство. При этом срок пребывания в Польше не может превышать 90 дней в течение 180 дней, поскольку украинские граждане не имеют право находиться на территории Шенгенской зоны больше указанного срока.
Но возможности трудоустройства в Польше для украинцев не ограничиваются тремя месяцами. В 2015 году польское правительство приняло решение о предоставлении права гражданам ряда стран бывшего СССР, включая Украину, работать шесть месяцев в течение года без получения разрешения на работу. В этом случае понадобится письменное заявление работодателя — так называемое oświadczenie, которое подается в региональное управление труда.
Кроме того, как ожидается, с 2018 года в Польше вступит в силу новая редакция трудового законодательства, которая будет предусматривать возможность упрощенного оформления разрешения на сезонную работу до восьми месяцев в течение года.
Тем, кто хочет остаться в Польше на более длительный срок, все же придется получать рабочую визу или карту побыту (документ, подтверждающий личность и официальный статус своего владельца в этой стране).
Именно так поступила киевлянка Оксана, которая, проработав полгода официанткой в одном из кафе Варшавы, съездила домой и оформила в польском посольстве долгосрочную рабочую визу.
«Работаю в Варшаве, легально. В этом также заинтересованы польские работодатели, потому что если какая-то проверка, то за нелегалов дают большой штраф», — рассказала Оксана, при этом добавив: «Хотя, по слухам, много украинцев и нелегально работает».
Виктор часто бывает в Польше по делам, а недавно устроился на завод в этой стране. Проработал он недолго из-за изменившихся обстоятельств на родине, но был впечатлен условиями труда в соседнем государстве.
«По сравнению с Украиной Польша выгодно отличается условиями труда, — рассказал он изданию. — Ну, и зарплата, конечно, в несколько раз выше». При этом, по его словам, уровень дисциплины также на порядок выше, чем в Украине: «Если работник пьян — уволят сразу же».
«По поводу зарплаты — без знания языка она будет точно невысокая: 10-12 злотых на руки (72-87 грн) в час. Наши где-то так и получают на заводах, на сборе ягод и на складах. График там жесткий — обычно шесть дней в неделю и по 12 часов в день», — говорит Оксана. По ее словам, работа в кафе и магазинах оплачивается лучше.
Кстати, после введения безвиза зарплаты украинцев в Польше выросли, по данным польских СМИ, в 1,5-2,5 раза. В зависимости от отрасли, расценки поднялись до 14-25 злотых (101-188 грн) в час. Это связано с тем, что зарплата выросла в Польше в целом. Но местные работодатели стремятся удержать украинских работников, в связи с чем увеличивают им оплату. По словам Оксаны, украинцам, если они работают легально, в основном платят столько же, сколько и полякам.
Поскольку украинцы проявляют интерес к рынкам труда других стран, в частности, Германии, польские работодатели все чаще прибегают к различным формам поощрения, среди которых — предоставление жилья, бесплатное питание, бесплатный транспорт.
И все это на фоне достаточно невысоких цен — они в среднем не отличаются от украинских (что-то стоит дороже, что-то, наоборот, дешевле). Исключение составляют коммунальные услуги и городской транспорт — они в Польше пока еще существенно дороже.
Кстати, для многих украинцев Польша является неким плацдармом для дальнейшего продвижения на Запад. Это и уже упомянутая Германия, и ряд других стран, где зарплата на сегодня выше польской.
«Сюда пока что нашим проще всего вырваться, а потом можно двигаться и дальше, но надо приложить усилия», — поясняет Оксана.
Она также рассказывает, что не ощущает по отношению к себе какой-либо дискриминации.
«Вообще, знаю много поляков, и все нормально относятся к украинцам. Но украинцы тоже разные бывают, и у некоторых поляков отношение к нам — не очень. Но это далеко не у всех», — говорит девушка.
Но случаи агрессии в Польше по отношению к украинцам — не такое уж и редкое явление. Так, в середине августа в Люблине трое поляков избили на почве национальной вражды 23-летнюю украинку, а в конце того же месяца также в Люблине избили студента из Украины. Между этими двумя инцидентами произошло аналогичное происшествие уже в Гданьске — трое нетрезвых молодчиков напали на украинца, работавшего в баре. Однако подобные выходки вызывают негативную реакцию у большинства польских граждан, которые нередко принимают сторону украинцев, а не своих соотечественников.
Для того, чтобы бороться с проявлениями насилия, а также для защиты трудовых прав работников, украинцы создают в Польше свои организации.
Так, в 2016 году в Польше был создан профсоюз «Трудовая солидарность». Одной из главных своих задач он считает защиту украинских трудовых мигрантов от произвола работодателей и обмана недобросовестных «посредников» в трудоустройстве. А это, к сожалению, случается нередко. Наиболее распространенные нарушения — невыплата заработной платы, несоблюдение оговоренных условий труда, манипуляции с документами. Фиксируются даже случаи торговли людьми.
«Слышала, что многие кидают на зарплату украинцев, но это тоже в основном на заводах, на складах, водителей — тоже иногда. В общем, лучше искать фирму, которая надежная, а не через непонятных посредников», — делится опытом Оксана.
От произвола страдают в основном нелегалы.
«Дискриминация в условиях и оплате труда фактически отсутствует, особенно в тех случаях, когда люди работают легально. Что касается нелегалов, то сам их статус в Польше дает возможность манипулировать и дискриминировать их», — рассказал президент Всеукраинской Ассоциации компаний международного трудоустройства Василий Воскобойник.
Сколько нелегальных мигрантов из Украины сегодня трудятся в Польше, сказать очень сложно. Такая статистика полностью отсутствует. В то же время есть статистика по легальным работникам.
«Мы можем говорить об 1,2 млн приглашений на работу от Польши в прошлом году и 750 тысяч в первой половине этого года», — отметил Василий Воскобойник.
По его словам, наиболее востребованы в Польше рабочие специальности и сезонные работы в поле.
«Поляки приглашают работать на стройках, на фабриках и сборочных предприятиях, на сбор урожая. Однако с каждым годом все больше украинцев занимают и менеджерские должности», — рассказал он.
С чем связана такая «любовь» поляков к украинским работникам? Здесь играют роль общая история и близкий менталитет. У поляков есть также весьма прагматичный мотив — они не хотят пускать к себе беженцев с Ближнего Востока, заявляя при этом, что принимают у себя сотни тысяч граждан Украины, где идет война. Но здесь поляки лукавят, поскольку среди получивших в Польше статус беженца украинцев — всего несколько десятков человек (в 2014-16 годах такой статус получили 34 украинца из обратившихся за ним 5852 граждан, — Ред.).
Но главная причина — в другом.
«Украинские работники действительно очень востребованы на польском рынке, потому что от них сейчас во многом зависит рост польской экономики», — рассказал Василий Воскобойник.
С этим согласен глава Украинского медиа-центра реформ Тарас Качка.
«Рост польской экономики сдерживается демографическими моментами. Для Польши украинские работники — это спасение экономики, потому что они не могут расти без рабочей силы, как квалифицированной, так и неквалифицированной», — сказал он.
При этом польскому примеру могут последовать другие страны ЕС, прежде всего, ближайшие соседи Украины.
«Наши западные соседи испытывают потребность в рабочей силе. Пример Польши показателен. Опыт этой страны (в плане привлечения трудовых мигрантов из Украины, — Ред.) на данном этапе выглядит как весьма успешный. И, вполне возможно, что опыт будет копироваться Чехией, Словакией, возможно, Венгрией», — сказал политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач.
«Другие страны, особенно в Восточной Европе, внимательно следят за действиями поляков. Дело в том, что в этих государствах также происходит рост экономики, и им также необходимы рабочие руки. В условиях, когда украинцы являются фактически последним крупным резервом рабочей силы в Европе, борьба за наших соотечественников будет усиливаться в ближайшее время. Венгрия уже сегодня следует примеру Польши. Вполне возможно, что таким же путем пойдут Чехия и страны Балтии», — отметил Василий Воскобойник.
Вместе с тем, нужно понимать, что Польша является одной из крупнейших по населению стран Восточной Европы и шестой (с учетом Великобритании) — Евросоюза. Другие страны региона, безусловно, также будут открывать свой рынок труда для украинцев, но «такой феномен, как с Польшей, у нас вряд ли с кем-то получится», считает Тарас Качка.
Кроме того, по словам Василия Воскобойника, для украинцев существует потенциальная проблема в плане трудоустройства в Евросоюзе.
«В ЕС есть правительство — Еврокомиссия, которая находится в Брюсселе и не поддерживает такой подход стран Восточной Европы. Брюссельские власти могут повлиять на правительства этих стран, и практика приглашения украинцев на работу без рабочей визы может быть прекращена», — заявил он.
Есть и другие проблемы. В июне 2016 года в Великобритании прошел референдум по членству страны в Европейском Союзе, и большинство британцев поддержали выход из ЕС (так называемый Brexit). Ожидается, что этот процесс завершится в 2019 году. Тогда же прекратится свободное перемещение граждан между Британией и ЕС, а многим европейцам станет сложнее получить разрешение на работу в этой стране.
Какое отношение это имеет к украинцам, работающим в Польше? Дело в том, что в Великобритании работают от 700 до 800 тыс. поляков. Не исключено, что после завершения процедуры Brexit какая-то часть этих работников вернется в Польшу — называют цифру в 100-200 тыс. человек. И в некоторых СМИ разгоняется волна, что возвращающиеся на родину поляки вытеснят украинцев с рынка труда.
Но эксперты считают, что Brexit не отразится на украинцах, работающих в Польше.
«Те поляки, которые будут возвращаться, вряд ли пойдут на аналогичные должности, на которых они были в Великобритании, поскольку уровень оплаты будет существенно меньше. Возможно, они будут себя видеть больше в качестве предпринимателей, а не сантехников (польский сантехник стал символом дешевой рабочей силы в странах „старой“ Европы, прежде всего, во Франции, — Ред.). Поэтому, думаю, на польском рынке труда это будут разные ниши», — сказал Владимир Горбач.
Тарас Качка считает, что если поляки и вернутся домой, то это на украинцах не отразится.
«Но, скорее всего, этого (массового возвращения поляков на родину, — Ред.) не произойдет, потому что поляки интегрированы в британскую экономику достаточно хорошо», — сказал эксперт.
Василий Воскобойник считает, что массового возвращения поляков на родину в связи с Brexit не будет вовсе.
«Дело в том, что в этом, в первую очередь, не заинтересовано правительство Великобритании, потому что поляки представляют собой хороших работников, которые достаточно гармонично вливаются в британское общество. Кроме того, даже если представить себе возвращение поляков домой, они не составят украинцам конкуренции, потому что привыкли зарабатывать совсем другие деньги», — отметил эксперт.
Эти поляки поедут не на родину, а в страны, где зарплаты не ниже британских, например, в Германию, Норвегию.
«Несмотря на рост экономики в последние 25 лет, Польша все еще далека по уровню развития от этих стран. Так же, как сегодняшняя Украина далека от Польши», — резюмировал Воскобойник.
Безвизовый режим с ЕС, безусловно, является важнейшим за последнее время достижением Украины на пути евроинтеграции, а открытие европейского рынка труда для украинцев, пусть пока и в очень ограниченных масштабах, также может рассматриваться как положительный сигнал в свете реализации наших европейских устремлений. Однако у этого процесса есть и обратная сторона.
Согласно данным социологических опросов, 33% украинских граждан готовы покинуть родину навсегда. Такие настроения в обществе связаны с продолжающейся войной на Востоке, социальной незащищенностью, туманными экономическими перспективами. Уже сегодня выпускники школ, в основном из западных регионов, стремятся поступить в европейские вузы, львиная доля которых приходится как раз на Польшу.
По официальной статистике, которую Министерство образования и науки Украины получило от польской стороны, в вузах Польши обучаются порядка 60 тыс. украинских студентов. По закону выпускники польских высших учебных заведений имеют право трудоустраиваться в этой стране без получения разрешения на работу. А это значит, что эти 60 тыс. украинских студентов — потенциальные трудовые мигранты. Учитывая, что по прогнозам число студентов из Украины в польских вузах будет только расти, количество «невозвращенцев» также увеличится.
А ведь это люди, которые получат высшее образование. В будущем квалифицированные программисты, экономисты, юристы, менеджеры, врачи, учителя и так далее. Если подобная тенденция сохранится (в паре с трендом естественного убывания населения из-за низкого уровня рождаемости), то Украина в будущем столкнется с дефицитом рабочей силы.
Выход из этой ситуации есть. Рецепт известен давно — создание благоприятного инвестиционного и делового климата, минимизация коррупции, появление новых производств и, как следствие, рабочих мест, общий рост благосостояния граждан и повышение социальных стандартов.
«Это вопрос условий ведения бизнеса, вопрос условий доступа на европейские рынки, логистика, — отмечает Тарас Качка. — Чем больше предприятий будет открываться в самой Украине, тем меньше будет отток рабочей силы на Запад, в том числе в Польшу. У нас есть зона свободной торговли (с ЕС), международные компании понимают, как работать с украинскими сотрудниками, Украина перестает быть экзотикой, поэтому медленно, ускоряясь, будем с ними конкурировать».