Спецпроекти

реформы

Ожидания международного и локального бизнеса от реформ

О том, что и когда ожидать международному и локальному бизнесу от реформ.

Сегодня слово «реформы» употребляется политикумом как панацея: якобы провел реформы — и мгновенно улучшился инвестиционный климат. На практике же это ресурсо- и времяемко. И готова ли Украина к реальным изменениям? Мы все еще находимся на этапе divestment, когда продолжается выход иностранных инвесторов и вывод инвестиций, бегство капитала за границу и приобретение активов «там». Говорить о том, что если провести реформы, инвестиции завтра же польются рекой, — несерьезно. Посмотрите, сколько в 2014 г. украинских денег ушло в тот же Дубай, Швейцарию и другие «более надежные» либо «быстрорастущие» страны. И если украинский крупный и средний бизнес стремится вывести свои деньги отсюда, приобрести защитные инвестиции где‑либо, но за пределами Украины, то почему мы пытаемся убедить кого‑то, что иностранные инвесторы будут срочно, массово и наперебой вкладывать сюда?

Да, отдельные, наиболее стабильные или прозрачные бизнесы и, возможно, отдельные государственные предприятия получат финансирование от международных финансовых институций. Но утверждать, что Украина быстро заинтересует частного инвестора, — преждевременно. Если с 2004 по 2008 г. иностранцы приходили в Украину, поскольку темпы роста перекрывали потенциальные и реальные риски, то в текущей ситуации, даже после реформ, мы не вернемся к прежней динамике. Ожидаемый рост ВВП в 2015‑м на уровне 0‑2 % и аналогичный показатель в 2016‑м, не перекроют риски. Вывод — отложить завышенные ожидания на пару лет, например до 2017‑го, засучить рукава и интенсивно работать.

Многое предстоит сделать, и этот процесс всегда непростой. Многие из экономически целесообразных реформ будут непопулярными и болезненными, поэтому вызовут у части населения негативную реакцию. На примере пенсионной реформы: продление пенсионного возраста, пересмотр льготных пенсий не обрадуют как минимум 13 млн населения. Реформа здравоохранения, которая сократит количество бюджетных учреждений, реформа госаппарата и госучреждений, которая повлечет массовые сокращения чиновников, вызовут ту же реакцию и в краткосрочной перспективе приведут к повышению уровня безработицы.

Кроме того, какие бы ни были реформы, чтобы они дали реальный экономический результат, необходимо время — предположим, 3‑5 лет. Тогда можно будет оценить — действенны они или нуждаются в дальнейших доработках. Следовательно, только тогда можно будет говорить о произошедших изменениях. Реформы — это еще не изменение, это лишь заявка на него. Само же изменение происходит в течение определенного времени. Наша проблема в том, что все ожидают быстрый результат и мгновенную макроэкономическую коррекцию вместо глубинных институциональных и структурных изменений, эффект от которых приходит не через месяц, а через годы. Поэтому есть риск, что в скором времени наше население, которое не увидит быстрых и ярких улучшений, сменит свой энтузиазм на апатию и нетерпение, а это, в свою очередь, откроет дверь политическому популизму вместо реальных мер.

Что касается привлечения в страну инвестиций, то одна главных задач в ходе реформ это устранение незащищенности международного бизнеса и иностранных инвесторов. Украинские суды, разрешительная система, проверки явно не создают благоприятного климата для международного бизнеса. Налоговая среда тоже в ближайшее время станет только жестче. Сегодня по‑прежнему необходимо использовать суды в иностранных юрисдикциях, работающие по английскому или другому праву, чтобы защитить интересы зарубежных компаний, пытающихся здесь делать бизнес. Реформа судебной системы стала бы хорошим знаком для украинского и иностранного бизнеса, обозначив серьезные намерения государства качественно трансформироваться.

И не одни лишь реформы тормозят приход иностранных инвестиций. Этика ведения бизнеса не возникнет ни за год, ни за два, и тут дело не только в правительстве и реформах. Частный украинский бизнес частенько желает привлечь деньги и не использовать их по назначению. Этот «подход» не изменится быстро. Поэтому качественные изменения должны произойти не только в госсекторе, но и непосредственно в бизнес-среде. Набираться кредитов cверх своих возможностей, а потом еще и выводить их — явно не самая разумная стратегия. Международный бизнес и иностранные инвесторы, которые приходили в Украину в 2004‑2008 гг., обожглись не на политической ситуации и экономическом кризисе, а именно на «партнерских» отношениях и специфических национальных методах ведения дел и вряд ли будут спешить вернуться сюда даже после реформ. Значит, пришло время не только ждать изменений, но и самим меняться…

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама