Первый спектакль мудрого нового авторского театра с куклами в полный рост.
На спектакли Евгения Деревянко и трех его сестер по разуму — Кристины, Оли и Юли — хорошо сходить, чтобы услышать внутри себя что‑то уникально свое. О чем бы ни был театр — он неизбежно о человеке, но чтобы что‑то понять о себе, зачастую нужно удивиться негромким вещам. Возможно, поет птица, замысловато играет не набивающаяся в друзья гитара, читается книга, видится сон.
Кукольный театр притч Mammals удивляет иносказательностью и бессловесностью, которая родом из пластической драмы, живыми, как в мистериях, музыкальными импровизациями и странным видом персонажей, которых всегда только двое.
Они закутаны в плащи, переходящие в ширмы, наглухо приросшие к спине — как черепашьи домики. В такой «переодевалке» помещается актер — его не должно быть видно: сквозь плащ продеты только руки. Выразительные медленные руки, совершающие простые движения с таким тщанием, что каждое наполняется древним смыслом.
Помимо жеста и возможности ходить своими ногами внутри плаща, персонажи располагают удивительными лицами. Собственно, из‑за этих лиц театр Mammals и внесен в список кукольных театров Международного института марионеток во Франции. Это большие смуглые лица с огромными, как у инопланетян, глазищами, умеющими открываться и закрываться. Жест и лицо, в которое хочется всмотреться, — универсальные средства общения, инструменты для передачи каких‑то смыслов через показанные истории. Эти истории тоже задуманы как универсальные — потому и притчи. В премьерном спектакле их шесть: «Источник», «Птица», «Муза», «Цветок», «Дружба», «Письма». Предупреждают, что это «истории о поисках родственной души, доверии, о важности каждого из нас, о свободе и независимости, о дружбе и о многом другом».В семиминутной «Птице», например, два персонажа сидят на стульях — один с книгой в руках, перед другим подвешена кожаная клетка, или скорее вигвам, для попискивающей воображаемой птицы: щебет есть, но ни одно животное, как говорится, не страдает. Бескнижный персонаж поднимается, отпирает птичий дом, выметает из него воображаемые соринки, подсовывает на ладони воображаемые зерна, запирает засов, возвращается на свой стул и медленно закрывает глаза. Персонаж с книгой вынужден отвлечься от чтения: щебет все громче, и вы сами решаете — бешеное веселье это или отчаяние. Персонаж идет к птице, отпирает ее и ничего ей не дает, но выманивает наружу и отпускает с ладони. И теперь все тот же голос птицы слышится как естественный и свободный. Персонаж возвращается к книге, а первый все проспал. Остается тайной, что будет, когда он проснется.
Но можно рассудить иначе: первый персонаж почему‑то не отпустил птицу, но как будто увидел во сне, что второй, вычитав что‑то в своей книге, это делает. И тогда птица метафорически означает какую‑то жизнь души, на которую можно отважиться только во сне.
И все это не просто талантливо сыгранный этюд на двоих — иносказательное повествование, а в роли рассказчика — живая гитара.
На гитаре играет Евгений Деревянко, режиссер этого маленького театра и профессиональный скульптор, сделавший все необходимые для спектакля конструкции и инопланетные лица персонажей. Ассистент режиссера Кристина Долинская и актрисы Оля и Юля Зозули окончили курсы актерского мастерства, пластики и драматургии в театре-студии «МІСТ». Все вчетвером занимаются фитнесом под руководством Оли, которая в этом профессионал, пишут стихи на двух языках. В позапрошлом сезоне назывались Театром людей-марионеток «Пилигрим», но тот стартап не за дался, зато новому, похоже, достанется больше профитов — уж больно красивый, цельный, завораживающий.
Киев, Малый зал НДИ «Украина»
15 февраля, 19:00