Відпочинок

концерт

Скрипач, которому всей музыки мало

Скрипач, которому всей музыки мало
Фото: domeniconordio.it

Впервые в Украине играет итальянец Доменико Нордио.

Итальянская школа скрипичного исполнительства близка нашей в том, что культивирует яркую выразительность и приоритет «души над телом»: техническая безупречность само собой, но главное — щедрая свободная интонация. Именно в таком порядке ставит перед скрипачами задачи бетховенский Концерт ре мажор, за что автору сразу после премьеры в 1806 году вежливо пеняли коллеги. Тогда мало кто удивлялся скрипичному пению — восторг вызывали трюки на пределе физических возможностей музыканта и инструмента. А спустя два века дело обстоит ровно наоборот, и нам повезло, что этот опус сыграет Доменико Нордио.

Венецианец чуть за сорок, профессор Римской национальной академии Св. Цецилии и худрук конкурса скрипачей в Брешии впервые взял в руки скрипку в 8 лет — и уже в 16 стал лауреатом первой премии Международного конкурса имени Виотти, где председательствовал Иегуди Менухин. Тогдашний учитель Нордио, Коррадо Романо, поставил ученику левую руку так, что для него даже музыка Паганини сделалась «слишком плавной». После той победы Нордио перешел в ученики к другому знаменитому педагогу, Мишель Оклер, и выиграл еще несколько высокоранговых состязаний.

Родители Нордио не были музыкантами и знатоками скрипичного закулисья, но были максималистами и руководствовались принципом «или ничего, или самое лучшее». Иначе он оказался бы адвокатом, и мир никогда бы не узнал о «буйном итальянце, который обожает играть Чайковского» и держит в голове все, что написали для скрипки Вивальди и Бах, Брамс с Шуманом и Григ, Изаи с Респиги, Шостакович с Прокофьевым и Стравинский. При этом Нордио считает, что «скрипичный репертуар не столь уж велик», так что имеет смысл не специализироваться на какой‑то его части, а играть все. И играет: как солист с оркестром, как камерный исполнитель в дуэте с роялем (например, с уникумом Михаилом Лидским) и даже как участник необычного трио, состоящего из двух скрипок и фортепиано (с Франческой Дего и Андреа Бакетти — лучшими итальянскими исполнителями этого же поколения).

Гастролируя по всему континенту вплоть до Дальнего Востока, Нордио заработал на завидную коллекцию скрипок, среди которых есть и подлинный маленький Страдивари под густо-вишневым лаком. Но в наши пенаты, чтобы не возникало сложностей со страховками, он ездит с мастеровым инструментом ХХ века — звучной, великолепно податливой скрипкой праздничного тембра.

Скрипичный концерт Бетховена требует от солиста и дирижера умения не соревноваться, а сотрудничать. Виртуозные каденции скрипача здесь самым естественным образом вырастают из обстоятельно пропетых мелодий. То, что вы примете за медленное оркестровое вступление с внезапным сдвигом в суровую героику, — уже полным ходом «не слишком быстрое аллегро», в котором будет много таких «вкл.» и «выкл.», привыкнув к которым, вы обнаружите, что с удовольствием подпеваете теме — простой и привязчивой, как австрийская песня. В разных версиях эта часть концерта идет от 20 до 25 минут, и чем быстрее, тем легче ее характер. Можно предположить, что праздничная манера Доменико Нордио и умение дирижера Николая Дядюры организовать шумовые взрывы, подобные внезапному грому среди ясного неба, дадут достаточное представление о том, как Бетховен сочетал марши памяти погибших героев и лирику, дышащую, что называется, полной грудью. Бетховен писал этот опус между двумя концертами для фортепиано с оркестром и всего лишь через год после окончания посвященной Наполеону Третьей симфонии, «Героической», на сюжет о титанической борьбе, катастрофе, гибели и победном ликовании. Над ней композитор работал вдохновенно и быстро, а вот скрипичный концерт переделывал вплоть до дня премьеры и вносил изменения еще много лет спустя. В филармоническом вечере прозвучат оба эти произведения.

Киев, Национальная филармония Украины

24 марта, 19:00

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама