В двух огромных залах ЕрмиловЦентра в рамках проекта «Свои / Ours» расположилось полсотни работ украинских художников, трактующих современное искусство как медиа — с соответствующими возможностями и полномочиями.
Сегодня вопрос идентичности — и в искусстве тоже — это вопрос о единомышленниках. Одиннадцать художников объединили свои работы в междисциплинарном проекте, исследующем то, как современное искусство предвидело сегодняшние реалии в стране.
В экспозиции собраны живопись на холсте и графика (вплоть до цифровой печати на баннере), барельефы и настенная роспись, фотографии, видео, негромоздкая скульптура и объекты типа «металлический профиль, высота 200 см», созданные мастерами поколений «отцов» и «детей».
Из старших — прежде всего Николай Маценко и Олег Тистол, которые еще в начале 1990‑х задекларировали художественную программу «Нацпром». Она занимается национальными стереотипами, зафиксированными в предметной среде, и постоянно напоминает, что идеологии — относительны, мистификации и фальшивая эстетика любого рода — мощны, ход истории — неизбежен, а переоценка происходит всегда. Эти художники вместе с однокашниками — Мариной Скугаревой и живущим в Лондоне Павлом Керестеем — тренируют у зрителя навыки противостояния разнообразному эстетическому «псевдо», опознаваемому прежде всего по отсутствию личного труда по осмыслению увиденного.
Идея, в свое время «довольно маргинальная в художественном поле», вновь актуальна и волнует многих. Соратники старших «Своих / Ours» — проверенные в проектах ранга Бирючего-2013 младшие: знаток мультимедийного пространства Андрей Зелинский, изобретатель направления Excel-Art Алексей Сай, Роман Минин, планомерно изображающий архетип шахтера, Василий Грубляк и Алексей Золотарев (тандем GAZ), Закентий Горобьев, Юрий Ефанов. Они представляют Украину от Луганска до Львова. Все вместе их артефакты являют собой единый месседж, сложный уже потому, что он способен внятно обозначать перспективу. Каждая выставленная работа переосмысливается, как только в поле зрения попадает соседствующая с ней — справа или слева, в нижнем ярусе, лестницей и бетонными опорами соединенном с галереей-каре, или вверху, и у вас за спиной, и перед глазами... и слоями, и заворачивает за угол...
Большинство работ сделаны буквально по следам свежих событий, в последние месяцы. Но есть и такие, что успели побывать на выставках в стране и за рубежом: «Границе» Тистола пять лет, «Музею» и «Октябрьскому дворцу» из серии «Мать городов» проекта «Нацпром», как и «БМП» Маценко из серии «Покупай украинское», — десять. И ретроспекция здесь оборачивается футурологией.
Вот отлитые в 2002‑м полуметровые бетонные головы монголоидов, водруженные на квадратные бетонные столбы вместо античных ваз на дорических колоннах («Нацпром»). Стоят просторной шеренгой — станьте рядом с ними «грудью четвертого человека». Вот серия живописных холстов Маценко «Прекрасная Родина» и его же диптих «Розы и виноград» (1997) — каждая работа размером с внушительный телевизор, работающий с выключенным звуком. Вот, наконец, сделанное в совсем уж далеком 1996‑м металлическое с эмалью плоское изваяние 3 х 3 метра «Навеки вместе» из ироничного проекта Тистола и Маценко «Музей архитектуры». По сторонам — как раз «Музей» и «БМП», в тылу — этажерка с крупной, размером со снаряд для базуки, металлической стружкой.
И незаслуженным реальным, а может, несбыточным утопическим счастьем лучатся фанерные листы с фирменными пальмами Тистола, нарисованными в таком ракурсе, будто вы безмятежно валяетесь под ними, задрав голову. Среди пальм восседает на ажурном стуле крепко сбитая фемина, а симметрично ей — мужик на табуретке, в майке-алкоголичке и с розой в руке, самим своим присутствием возвращающий фанере роль стройматериала и притягивающий к табуреткам название «стулки».
Каждое такое перетолкование есть в самом серьезном смысле ребрендинг многих узнаваемых культурных меток. В проекте «Свои / Ours» их много, переназывание знаков и разгадывание смыслов захватывает, и не исключено, что вы зайдете на выставку во второй и в третий раз, чтобы найти свое подлинное «я» и не дать остальным, фальшивым, обмануть себя.
Харьков, ЕрмиловЦентр, 17 апреля — 17 мая