Второй приквел франшизы о Людях Икс ознаменовал возвращение «оригинального» режиссера Брайана Сингера и продолжил мысль, что именно мутантам мы обязаны человеческим прогрессом
Брайан Сингер, снявший очень удачные первые две части «Людей Икс» в 2000‑м и 2003‑м, на десять лет ушел из комиксовой франшизы ради «Возвращения Супермена» и «Операции Валькирия», но не получил тех отзывов и кассовой отдачи, как от «основной работы». После того как заменивший его Бретт Рэтнер убил толпу любимых героев в третьей части эпопеи в 2006‑м, студия в 2011‑м вернула «Людей Икс» в виде приквела, снятого Мэттью Воном. То, что сейчас выходит на экраны, сам Сингер полушутливо назвал «инбетуиквелом» — сиквелом приквела — и продолжил внедрять мутантов в американскую и мировую историю XX века похлеще «Форреста Гампа».
В начале «Дней минувшего будущего» Магнето (Йен Маккеллен) и доктор Ксавье (Патрик Стюарт) отправляют Росомаху (Хью Джекман) в 1973 год, через десятилетие после событий предыдущего приквела, чтобы остановить вырвавшуюся из‑под контроля Мистик (Дженнифер Лоуренс). Воспитанница Ксавье, перебежавшая на сторону Магнето после идеологического размежевания бывших союзников, вот-вот совершит в Париже покушение на доктора Траска (Питер Динклэйдж из «Игры престолов»), кровного врага мутантов, работающего над созданием роботов, которые должны очистить мир от «иных». Америка под президентством Никсона еще не ушла из Вьетнама, а Магнето сидит в пластиковой, чтобы не иметь доступа к металлу, тюрьме якобы за убийство Кеннеди (который тоже был мутантом! Теперь многое становится понятнее).
Сколько бы сценаристы «Людей Икс» ни пытались сделать любимый миллионами фанатов мир приближенным к реальности, вписывая героев в произошедшие в действительности события (в прошлой части мутанты разрешают, ни много ни мало, Карибский кризис), все же трудно всерьез относиться к персонажам, которые регулярно умирают (пусть и в альтернативной реальности) и воскресают на протяжении полутора десятилетий, сколь убедительными ни были причины их уходов и возвращений. И все же в «Людях Икс» этот прием удивительным образом срабатывает, как только принимаешь правила игры, что у мутантов есть способности к самовосстановлению.
Главная мысль «Людей Икс» — люди, и особенно люди во власти, боятся инаковости — была высказана еще в 2000 году, служит метафорой любой современной фобии и притеснения и осталась на месте. На ней держится вся франшиза, но с возвращением Сингера на первый план выходит Мистик — героиня, которую режиссер явно любил в двух первых частях больше, чем, скажем, Шторм (Холли Берри) и Джин Грей (Фамке Янссен). Обе тоже ненадолго появляются в «Днях минувшего будущего», но Сингеру явно не до них. Если в первой, оригинальной трилогии сюжет держался на запутанных любовных отношениях Росомахи, Джин Грей и Циклопа с Бродягой (Анна Пакуин) неподалеку, то в «Днях минувшего будущего» любовный квадрат сместился в сторону Магнето, Мистик, доктора Ксавье и Зверя. Мужчины, взявшиеся остановить экстремистку, действия которой в прошлом погубят всех мутантов в будущем, одновременно в нее влюблены, что превращает боевик с экшеном в историю невозможной даже между равными мутантами любви.
Но Сингер не довольствуется просто зрелищным экшеном и описанием чувств героев, подбрасывая в сюжет еще одну мысль: любой экстремизм ведет к разрушению самих экстремистов. И это и делает «Людей Икс» не просто еще одним безмозглым детским развлечением вроде «Человека-паука». Это фильм для взрослых, которые читают новости, имеют свое мнение о политике и могут считать послание с экрана, пусть и выраженное в такой красивой и отвлекающей от мозговой деятельности упаковке.
«Люди Икс: Дни минувшего будущего»
X‑Men: Days of Future Past
США, Великобритания
Режиссер: Брайан СингерВ ролях: Хью Джекман, Майкл Фассбендер, Джеймс Макэвой, Дженнифер Лоуренс