Киевский театр поэзии и песни представит спектакль-концерт «Вертикаль» памяти Владимира Высоцкого
Для Киевского театра поэзии и песни творчество великого русского барда Владимира Высоцкого — это альфа и омега, источник вдохновения и точка отсчета собственной истории. Основал театр в 2002 году человек необъятного профессионального диапазона, заслуженный деятель искусств Украины и большой любитель авторской песни Семен Рубчинский, изначально заручившись поддержкой Игоря Славинского — великолепного актера и режиссера Киевского академического театра на Подоле, работающего преимущественно в музыкально-поэтическом направлении. Собрав крепкую команду, 25 июля 2003 года, к 23‑й годовщине смерти Высоцкого, они выпустили дебютный спектакль — «Недвижимая тень от микрофона». Затем были «Мистерия хиппи», «Иноходец», «Час зачатья я помню неточно…» и наконец «Вертикаль», которую покажут и споют в будущую пятницу. Неудивительно, что театр Семена Рубчинского носит имя Владимира Высоцкого. Тем не менее в репертуаре коллектива есть спектакль «Это мы, Господи» о трагедии Бабьего Яра, песенно-поэтические композиции «Больничная цыганочка» по Александру Галичу и «Весенний вальс» о событиях военных лет.
Безусловно, спектакль-концерт «Вертикаль» отсылает к одноименной киноповести Станислава Говорухина и Бориса Дурова 1967 года, в которой Высоцкий сыграл роль радиста Володи и исполнил несколько собственных песен, в том числе «Здесь вам не равнина…» и «Песня о друге». В спектакле их, словно козыри из рукава, достанут в самом финале, предложив зрителям спеть хором. И в то же время «Вертикаль» — это нечто большее: в первом отделении — путь от развязных, дворовых, невероятно обаятельных «блатных» песен к балладам на тему войны; во втором — от автобиографического юмора до выстраданной личной и гражданской философии. «Каждый человек в жизни от рождения до старости проживает свою «вертикаль». И какие бы таланты мы не получили при рождении, все мы штурмуем свои вершины», — резюмирует худрук Киевского театра поэзии и песни.
«Действующих лиц» в спектакле немного, но каждый из исполнителей — на вес золота. И всем им есть что сказать словами Высоцкого и его музыкой, пропущенными сквозь собственные душу и исполнительскую манеру. Из команды семерых артистов особняком стоит Игорь Славинский, который прочитает «Все ушли на фронт», «Песню о звездах», «Маски», «Дуэт Шуры и Ливеровского» и «Горизонт» — так как из киевлян стихи умеет читать только он. У Бориса Георгиевского, артиста-характерника из труппы Молодого театра, особая миссия, связанная с его внешним сходством с Высоцким. Его доля — это бесшабашные, угловато-шаржевые «Я любил и женщин и проказы…», «Тот, кто раньше с нею был…», «Письмо с выставки», «Товарищи ученые» и «В сон мне — желтые огни…» со знаменитым припевом «Все не так, как надо!». С Тимуром Бобровским — совсем другая история. Археолог, кандидат исторических наук и сотрудник Музея истории города Киева, он с 1986 года активно выступает в жанре авторской песни. Его роль в «Вертикали» — эдакий многое испытавший на собственной шкуре и порядком обозленный на жизнь отшельник из песен «За меня невеста отрыдает честно…», «Мой друг уехал в Магадан…», «Сыт я по горло, до подбородка…», «Парус» и несколько других. Серафима Горелова — единственная из семерых дама, а из троих певцов — артистка с высшим музыкальным образованием. Собственно, все «женские» тексты («Диалог у телевизора», «Песня о вещей Кассандре» и др.) — ее. И даже некоторые «феминизированные» мужские — как, например, городской романс «Он однажды гулял по столице», который в оригинале поется от первого лица. Оригинальное музыкальное сопровождение спектакля-концерта в виде современных аранжировок обеспечил гитарист Борис Бельский, вместе с которым контрабасист Валентин Корниенко и баянист Константин Стрельченко составят джазовое инструментальное трио.
Собственно, это будет одновременно и тот самый, и другой Высоцкий. Тот — потому что артисты не скажут ни слова от себя, превращая каждую песню в самостоятельную театральную миниатюру. Другой — потому что Киевский театр поэзии и песни не преследует музейных целей, а напротив — пытается напрочь стереть пыль с пленок полувековой давности (абсолютное большинство текстов, которые включены в представление, были написаны в середине 1960‑х) и заново расшифровать все важные, а потому вневременные поэтические смыслы.
Киев, Национальный дворец искусств «Украина», Малый зал
25 июля, 19:00