Когда мы говорим о немецком качестве, то на ум сразу приходят автомобили или сложное медицинское оборудование. В общем, все то, что сделано руками скрупулезных немецких умельцев-перфекционистов. Немецкие художники-ювелиры — не исключение. Вы вряд ли услышите от них красивые романтические истории о возникновении дома, для которого они создают свои шедевры, но вот об используемых ими сложных техниках, мастера расскажут с большим удовольствием. Как это делает доктор Маркус Оливер Мор, прямой потомок основателя ювелирного дома Victor Mayer.
В 1890 году его предок, Виктор Майер, вместе с партнером Германом Фогелем открыл в немецком Пфорцхайме ювелирную мануфактуру Victor Mayer GmbH & Co. KG. Правда, этот бизнес-тандем оказался не долговечным, через пять лет Герман покинул компанию. Так и повелось: с основанием марки Viсtor Mayer сегодня связывают имя лишь одного человека. И вполне заслужено. Тогда на мануфактуре Майера создавались ювелирные украшения в югендстиле. Работы представителей Мюнхенского Сецессиона, профессора Георга Климана и Антона Краутхаймера, легли в основу создания первых украшений. В период ар-деко компания слегка отошла от своей специализации и переключилась на производство посуды из серебра и золота.
«Посудный» этап в истории дома закончился в 1970‑х, когда мануфактура вернулась к созданию ювелирных украшений. Но что бы не производилось под маркой Viсtor Mayer, ювелиры всегда использовали традиционные для дома техники огневой эмали, гравировок и гильоше. Собственно, ювелирные навыки, которыми в совершенстве владел сам Виктор Майер и которые ему удалось передать своим потомкам, используются в производстве по сей день.
Сегодня фантазировать о том, как сложилась бы судьба Viсtor Mayer, если бы он стал частью одного из luxury-концернов, не хочется. Но пока конкуренты искали союзников, чтобы выжить и сохранить традиции ювелирного ремесла, компания Viсtor Mayer была занята не только собственным производством, но и поддержкой легендарного дома Fabergé: с 1989 по 2009 год его шедевры производились исключительно на «майерских» мануфактурах.
Дом Viсtor Mayer и сегодня выполняет заказы для других европейских и американских ювелирный компаний, чьи мастера не имеют такого опыта работы с эмалью и гильоше. Чтобы использовать технику гильоше — нанесение орнамента в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой, — без навыков работы на старинных станках XIX века не обойтись.
Безусловно, сегодня эти станки участвуют лишь в небольшой части технологического цикла: в основном обработка драгоценного металла происходит с помощью современных аппаратов. Но если какие‑то нововведения в производственном процессе и происходят, то только в тех случаях, когда уже невозможно игнорировать технический прогресс. Например, вполне естественно, что работающие на углях эмалировочные печи были заменены на электрические. Тем не менее все поколения ювелиров Viсtor Mayer работают вручную. Каждое изделие имеет свой серийный номер, а записи о нем хранятся в архивах ювелирного дома.
Работа над созданием украшений в Viсtor Mayer начинается с эскиза, после утверждения которого художники передают эстафету ювелирам. Они гравируют золотую поверхность, затем слой за слоем (всего их пять) покрывают ее прозрачной горячей эмалью. Оттенки могут быть самыми немыслимыми — от нежно-розового или янтарного до графитового. Далее изделия отправляются в печь, где подвергаются обжигу при температуре 800°С. После охлаждения поверхность шлифуется вручную. В итоге получаются украшения, при взгляде на которые создается впечатление, будто вода застыла внутри драгоценного кольца или подвески. Такое ощущение возникает от того, что эмаль отражает световые волны, создавая непередаваемый эффект. Особенно он заметен в коллекциях подвесок, колец и серег Macaron, Trance и Opera.
Дом Viсtor Mayer славится и своими запонками: их обширная коллекция доступна и в Украине. Но особый интерес у наших ценителей немецкого ювелирного дома вызовет лимитированная линия медальонов, часть которых выпущены Viсtor Mayer специально по заказу компании Crystal Group Ukraine. Внутри этих изящных вещиц из 18‑каратного золота, эмали и бриллиантов, напоминающих подвески, можно разместить фотографию близких и любимых людей. Мелочь, а приятно!