Renault несколько раз пытались войти в одну и ту же полноприводную реку, обжигаясь и сожалея о содеянном. Но спрос на паркетники и не думает снижаться, так что французы в очередной раз ищут брод.
В изобразительном искусстве есть термин «пентименто» («сожаление»). Так называют закрашенный или перерисованный поверху фрагмент картины. Чаще всего этот прием служит для исправления ошибок или изменения деталей, но случается, что при этом полностью меняется смысл или настроение работы. Раньше следы «сожаления» проступали, в основном, вследствие растрескивания или выцветания «новых» красок, сегодня же пентименто обнаруживают благодаря рентгеноскопии, которой подвергают все более-менее ценные живописные работы. И если раньше эта недешевая процедура проделывалась, чтобы выявить подделку, определить дату написания или доказать авторство художника, то сегодня уже и для того, чтобы восстановить историю создания произведения.
Вот и мы, прежде чем оценить ту или иную модель, должны провести «рентгеноскопию» — чтобы лучше понять не только сам автомобиль, но и стремления его создателей. Убедиться, что под внешностью кроссовера с приличным клиренсом (206 мм!) кроется не заядлый путешественник, у которого и дома‑то нет, а рачительный семьянин, у которого на первом месте жена и дети; что удобство перевозки повседневной мелочевки, которую удобней держать под рукой, куда важнее вместительности багажника; что это автомобиль в большей степени ориентированный на комфорт пассажиров, а не на удовольствие от вождения.
Кто не помнит истории…
Странно, что французы только сейчас сподобились выпустить семейный кроссовер, ведь спрос на них сформировался еще десяток лет назад. «Ничего странного, — воскликнут историки, — «ромб» столько раз обжигался, что теперь дует даже на холодное». Свой первый внедорожник — Colorale Prairie 4x4 — Renault выпустили через шесть лет после Второй мировой войны: это был максимально утилитарный, вместительный и доступный шестиместный универсал с двигателем от легкого грузовика. Не переделка военного полноприводника, а абсолютно гражданский автомобиль, целевая аудитория которого была зашифрована в названии Colorale, составленном из слов «колония» и «деревня». И хотя в ту пору французских колоний было еще много, ни переселенцы, ни фермеры, ни коммивояжеры новинку не оценили. Всего было собрано 742 полноприводных экземпляра — модель явно опередила свое время.
К концу 1970‑х стало очевидно, что мир таки созрел для полного привода. Прежде сугубо утилитарные внедорожники вроде Range Rover и Jeep Cherokee все ощутимее теснили легковушки не только на рынках сбыта, но даже на гоночных трассах. У Renault был отличный шанс возглавить авангард полного привода, ведь в рамках сотрудничества с четвертым по величине производителем США American Motors Corporation французы имели доступ ко всем его технологиям и активам. Главным из них было подразделение Jeep, чья сверхприбыльность долгое время позволяла оставаться АМС на плаву. Именно благодаря марке, ставшей нарицательной для всего класса внедорожников, American Motors выпустили в 1979‑м едва ли не первый в мире кроссовер Eagle — среднеразмерный универсал с полноприводной трансмиссией. Увидев, насколько тот успешен у частных пилотов, стартующих в супермарафоне «Париж-Дакар» (в Европе Eagle продавался дилерами Renault), французы по его образцу подготовили версию со всеми ведущими колесами своего флагмана Renault 20 Turbo, которая усилиями Клода и Бернара Марро уже на второй год участия выиграла трансконтинентальный ралли-рейд. Увы, несмотря на прекрасный маркетинговый повод, продолжения не последовало. С одной стороны, жизненный цикл семейства «20» клонился к закату, с другой — французы сочли, что потребность рынка внедорожников и впредь будут удовлетворять старожилы, то есть производители классических внедорожников (в одной только Франции копии «джипов» выпускали Auverland, Cournill и Hotchkiss). А те, кому нужны были именно полноприводные версии легковушек, обращались к независимым ателье вроде Sinpar и Dangel.
В погоне за эпохой
В середине 1980‑х в линейке Renault одна за другой все же стали появляться версии «4х4». Сначала для универсала 18‑й и седана 21‑й серий, затем для минивэна Espace и развозного фургона Kango. Часто первым кроссовером «ромба» и предшественником нашего Koleos называют Scenic RX4, забывая что это опять таки была лишь модификация компактвэна Megane Scenic. «Четверку» галлы проектировали в сотрудничестве с соотечественниками из Matra и австрийскими гуру полноприводных трансмиссий Steyr-Daimler-Puch. Да и внедорожность ее была от лукавого — в штатных режимах RX4 оставался переднеприводным, а задняя вискомуфта отбирала часть тяги лишь в случае пробуксовки передка. Из-за склонности трансмиссии к перегревам, маломощного двигателя, беззубой резины и отсутствия понижающего ряда в трансмиссии (роль межколесных блокировок выполнял трекшн-контроль) RX4 мог позволить себе только аккуратные променады невдалеке от асфальта.
Но, повторимся, то были сплошь модификации — изначально же все вышеперечисленные семейства проектировались моноприводными. Причем ни одна из версий со всеми ведущими колесами так и не вышла на планируемые объемы продаж. Другие на месте французов смирились бы, но в 1999 году Renault объединился с Nissan, а откомандированный в Японию вице-президент Renault Карлос Гон сумел за относительно короткий срок вывести вторую по величине японскую автокомпанию из тяжелейшего кризиса. Разумеется, главный кост-киллер автопрома не преминул воспользоваться опытом и наработками внедорожных гуру. Причем на этот раз французы полностью доверили техническую часть партнеру (даже запуском «колеоса» в производство занимался Nissan), взяв на себя только дизайн экстерьера и интерьера. О том, что французы крайне аккуратно оценивали свои возможности, говорят объемы производства — ежегодные 100‑115 тыс. экземпляров, причем продавать в Европе планировалось не более трети. Выпускать Koleos было решено на мощностях своего корейского отделения Samsung Motors: основной тираж должны были поглотить домашний и китайский рынки.
Себестоимость как средство
Французам удалось заполучить новую модель практически даром (€ 400 млн) и уложиться в рекордные по нынешним меркам сроки — всего‑то 2,5 года. Все это, разумеется, за счет максимальной унификации «колеоса» с реношными и ниссановскими моделями. Фактически, единственное, что есть оригинального у паркетника, — его сдержанные обводы, под которыми скрываются исключительно проверенные временем решения. Он базируется на той же глобальной платформе Alliance С, что и Nissan Qashqai с X-Trail. Главное отличие — в шасси: у «колеоса» более плавная в сравнении с «японцами» работа подвески, не менее энергоемкая, но не столь зубодробильная — одна из самых комфортабельных в классе. Она отлично сглатывает и мелкие неровности, и крупные выбоины — побеспокоить седоков могут разве что крупные колдобины с острыми краями да непременно возникающая на волнах асфальта раскачка. Так же плавно, как разгоняется, по‑кошачьи мягко Koleos и вытормаживается. Некие кошачьи ассоциации прослеживаются и в настройках рулевого управления: паркетник пусть не быстро, но точно следует за поворотом баранки, радующей оптимальным для семейного авто балансом усилия и реактивного действия.
Из собственных закромов Renault достал обязательный для французских машин 2‑литровый 173‑сильный дизель и 6‑ступенчатую механическую коробку передач. Nissan же поделился бензиновой 2,5‑литровой «четверкой», клиноременным вариатором CVT и 6‑ступечатой АКП Jatco. Отдельно стоит сказать о полноприводной трансмиссии All-Mode 4×4i с электромагнитной муфтой, перераспределяющей на задние колеса до 43 % тяги.
Понижающего ряда не предусмотрено вовсе — управление трансмиссией отдано на откуп электронике. Муфта не блокируется жестко и допускает проскальзывание фрикционов, а система стабилизации использует задний привод для поддержания устойчивости. Так что, как и в случае с Scenic RX4, отдаляться от твердых покрытий герою нашего романа не стоит.
Уверены — несмотря на очень приличные углы въезда / съезда— (27° и 31°), далеко не всякий водитель твердой рукой направит Koleos в пески и топи — внешность у модели ничуть не внедорожная.
Внешность как доказательство
Как и конструкция, так и дизайн «колеоса» — это пример «пентименто». Изначально, на стыке веков, это был брутальный внедорожник, но через шесть лет французы словно опомнились — и перерисовали Koleos в стиле Hyundai Tucson, только элегантнее. Серийная версия, впервые показанная в марте 2008 года, оказалась еще сдержаннее. Фактически, серийный Koleos отличался от дебютировавшего четырьмя месяцами раньше «корейца» Samsung QM5 лишь шильдиками, эмблемами и прочей второстепенной мелочью.
Хуже другое: о том, что перед нами именно Renault, свидетельствовали разве что фирменная двухэтажная оптика и характерный реношный «клюв» радиаторной решетки. Что тем более странно — паркетник был лебединой песней шеф-стилиста Rеnault Патрика Ле Кемана, на протяжении 22 лет удивлявшего мир такими шедеврами авангарда, как Avantime, Modus и Vel Satis. Очень жаль, что стилисты, работавшие под началом мэтра, оказались больше озабочены корпоративной идентификацией модели, чем приданием ей оригинального облика. Забегая вперед, скажем, что даже два фейслифтинга не смогли избавить кроссовер от этой по‑азиатски беззубой внешности. А вот пресса тогда возмущалась зря — корейского в QM5 — исключительно ономастика да труд бусанских рабочих. Инженерная часть «колеоса», повторимся, разрабатывалась в Токио, а внешность — целиком и полностью в Париже. По сути, это была адаптация дизайна одноименного концепта 2006 года. «Мелодия этой песни похожа на заключительную песню из «Вертикали», — рассказывал когда‑то В. С. Высоцкий историю песни «Прощание». — Но это моя мелодия, сам у себя ворую, имею право. Что хочу, то и делаю».
10 отличий
Помимо чуть подмарафеченного экстерьера паркетник обзавелся оригинальными колесными дисками и новой цветовой гаммой, включая шикарный перечно-апельсиновый колер кузова Cayenne Orange. Технических изменений практически нет. Самые существенные нововведения — рекуперативные тормоза и фирменная мультимедийная система R-Link с семидюймовым сенсорным дисплеем, на который водитель может выводить как различные функции самого автомобиля, вроде показаний навигационной системы, так и интерфейс приложений, доступных на R-Link Store. Управлять всем этим хозяйством, помимо тачскрин-экрана, помогают голосовые команды и миниатюрный джойстик на центральном тоннеле. А вот не бедная, как для паркетников, аудиосистема от Bose по чистоте звучания по‑прежнему далека от привычных для марки стандартов. Аудиофилам остается лишь утешать себя тем, что предыдущий поставщик — Сabasse — не годился Bose даже в подмастерья. Но это, пожалуй, самый серьезный интерьерный прокол «колеоса». Во всем остальном это все тот же оптимальный выбор семейного человека. Салон «колеоса» просторен, благодаря огромному панорамному люку, и удобен, из-за множества боксов, карманов и бардачков общей вместимостью 40 л. Пятая дверь авто по‑американски разделена на две горизонтальные створки и облегчает погрузку разнообразной поклажи. Нижняя дверца удлиняет пол багажного отсека и может выдержать нагрузку до 200 кг, то есть рыбаки смогут использовать паркетник в качестве своеобразной вымостки. При сложенном заднем диване полезный объем возрастает с 450 до 1380 л.
Если говорить о моторе и КП, то наш выбор — турбодизель 2.0 dCi и 6‑ступенчатый «автомат». Да, этот дуэт разгоняет кроссовер чуть медленней 2,5‑литрового «бензина» с вариатором. Но «наша» версия много лучше ускоряется со средних скоростей, что гораздо чаще необходимо в городской черте и при обгонах на трассе. Ведь Koleos буквально создан для семейных путешествий выходного дня.
Renault Koleos 2.0 dCi 2014
Мощность (л. с. при об/мин) 173/3750
Момент (Н·м при об/мин) 360/2000
Привод Полный
Коробка передач 6-ст. АКПП
Тормоза передн./задн. диск. вент./дисковые
Подвеска передн./задн. Незав./ Незав.
Длина/ширина/высота (мм) 4520/2120/1710
Масса снаряженная (кг) 1655
Максимальная скорость (км/ч) 189
Разгон до 100 км/ч (сек.) 11,9
Расход топлива (средний, л/100 км) 7,1
Цена тестируемого автомобиля 529,5 тыс. грн
Конкуренты
Ford Kuga
Hyundai ix35,
KIA Sportage,
Nissan X-Trail,
Toyota RAV4