При массе тела около 90 кг от реактивного ранца, доски или джетоватора можно получить максимальное удовольствие.
За JetLev я охотился давно. Зимой позапрошлого года специально летал во Флориду, где обнаружил, что именно накануне моего приезда «джетлевы» срочно перебросили в Калифорнию. Был в апреле 2011 года на базе «джетлевовцев» под Гамбургом, но лед в заливе явно не способствовал полетам, вопреки заверениям немцев, что в гидрокостюме нырять мне будет комфортно. Лишь в мае прошлого года в Таиланде я наконец добрался до JetLev, надел его и сразу (совершенно неожиданно) взлетел.
Два рычага управления, приличные скорость и высота полета, ощущение мощи реактивных струй воды за спиной и солнечная дорожка на морской глади вместо взлетной полосы создавали впечатление, что я попал в фантастический фильм с хорошим бюджетом.
Я влюбился в эти «леталки» сразу и надолго — за следующие два летних сезона налетал на разных их модификациях больше восьми часов. Потому и решил, что уже имею право высказать свое мнение по поводу того, что в них хорошо, а что плохо.
JetLev
Над идеей «джетлева» американец китайского происхождения Раймонд Ли работал более десяти лет. Колдовал над диаметрами сопел, давлением, аэродинамикой, устойчивостью и еще двумя десятками характеристик.
Опыты Раймонда напоминали сюжеты передачи «Разрушители мифов» — в ход шли и пожарные машины, и пылесосы, и аэродинамические трубы. Зато в итоге получилось совершенное устройство. По каждому параметру — стабильности полета, управляемости, эргономике, безопасности — JetLev можно ставить высший балл. Получился «мерседес». И по качеству, и по месту производства, и, увы, по цене.
Поэтому, когда весной 2012 года российский предприниматель приобрел JetLev для эксплуатации в Украине, я искренне обрадовался, поскольку отпала необходимость самому искать € 100 тысяч на это чудо.
Летать — это просто
Первые 10‑15 минут инструктор держит «чайника» на дистанционном управлении газом. Задача новичка — сохранять равновесие и курс. Система управления рычагами очень проста: крен влево — левая рука вверх, правая вниз; крен вправо — наоборот. Добавляете газа — пятки отрываются от воды. Немного опускаете симметрично рычаги — и уже летите над водой со скоростью 10‑15 км / ч.
Стабильность передвижения обеспечивают три точки опоры. Это нагнетающий воду шланг и две струи воды, вылетающие у вас «из‑под мышек». Шлангом вы тащите за собой «пылесос», представляющий из себя, по сути, обрезанный водный мотоцикл. Фактически так можно носиться нон-стоп два-три часа.
Однако тело устает гораздо раньше, чем заканчивается топливо, и полетов дольше 20 минут я еще не наблюдал. Оптимальный вес пилота — около 90 кг, поэтому невесомых девушек, питающихся былинками и просекко, болтает намного сильнее, чем здоровых мужиков (эту проблему успешно решают, навешивая на шланг балласт).
Чем выше вы поднимаетесь над водой, тем меньше будет ваша скорость. Можно взлететь, сделав «свечку», на всю длину шланга (10 м), но мой любимый режим — «ступни в воде и полный газ». Так можно нестись на полной скорости 50 км / ч, подруливая собственными нижними конечностями.
За несколько подходов к JetLev можно сносно освоить повороты и виражи, боевые развороты со сменой высоты, старт из положения «стоя» прямо с пляжа и даже перемещение «дельфинчиком», когда вы по синусоиде летите то под водой, то над ее поверхностью.
FlyBoard
Вторым на рынке «леталок» в 2011 г. появился FlyBoard. Французский спортсмен Фрэнк Запата смастерил первый прототип этого девайса у себя в гараже. На самой большой в мире лодочной выставке в Дюссельдорфе зимой 2012 г. на его стенде не было ничего, кроме флаеров, а производители JetLev гонялись за французом по всем павильонам, грозя судами. На той же выставке в 2013 г. у FlyBoard уже был огромный прекрасно оформленный стенд и масса почитателей.
Главное преимущество «флайборда» — цена (в Европе он стоит € 5 тыс.). Главный недостаток — доска толкает вас в пятки, в отличие от JetLev, который тащит вас за плечи.
Это сказывается на устойчивости полета и требует от новичков больше времени на освоение базовых навыков: побарахтаться в воде придется подольше и физподготовка понадобится получше (Запата, как вы помните, спортсмен).
В руках вы будете держать еще два шланга, называемых «подрульками», хотя для начинающих они являются скорее декором, чем элементом управления. Еще одно разочарование — первых пару часов «чайник» может стоять, в лучшем случае, только вертикально. При этом доской вы управляете ступнями: носок от себя — летите вперед, носок на себя — реверс. И каждое движение должно быть в разы аккуратнее, чем на сноуборде.
Небольшой вес и динамика тут связаны напрямую. Чтобы поднять на «флайборде» тело тяжелее 100 кг, понадобится 220‑сильный водный мотоцикл и водитель. Два инструктора за 20 минут открутят от водомета гидроцикла «лишние детальки» и прикрутят переходник с нагнетающим шлангом. Управления тягой на доске нет, а чтобы его установить, надо потратить много денег и усилий — это общая проблема всех подобных устройств, исключая JetLev.
Зато после нескольких часов тренировок вы освоите трюки, невозможные с «ранцем»: взлет из воды с «бочкой» вокруг своей оси; «дельфинчик», который получается здесь гораздо интереснее, чем с JetLev; и даже мертвая петля, для которой, правда, понадобится шланг подлиннее (15 м) и мотоцикл помощнее (260 л. с.).
В Киеве FlyBoard доступен на пляже Olmeca по цене 1600 грн / ч. Лучше приходить небольшой компанией и брать на пару часов, поскольку разовый подход длится 10‑15 минут.
Не доехали до Украины
Из устройств, пока не представленных в стране, интерес, по моему мнению, представляют два.
Jetovator — рама, похожая на велосипедную, с одной несущей струей и двумя подруливающими, управляемыми руками. Пилот «джетоватора» не пристегивается, а сидит на нем, как на велосипеде. Подозреваю, что этой «леталкой» вполне реально управлять с помощью наклонов тела. Впрочем, на ней так же реально удариться челюстью о руль при падении в воду. Поэтому все летают в шлемах. Стоимость — около $ 7 тыс.
FlySurf — российский «привет» Фрэнку Запате. Его особенности — четыре реактивных струи вместо двух и возможность управления каждой ступней по отдельности. Так вы можете добиться вращения вокруг своей оси, хотя не ясно, зачем это нужно. Но можете! Цена аналогична «флайборду».
Через год, уверен, таких устройств и в мире, и в Украине станет больше. Даже сейчас понятно, к чему это приведет. Конечно же, к соревнованиям и гонкам разной степени официальности.