Как шипы и заклепки стали символом радости, нарядности и позитива.
Осторожные модники еще недавно избегали предметов гардероба с заклепками и шипами, считая их либо однодневками, либо слишком агрессивными для жизни. Но статистика неумолима. В истекшем году на интернет-аукционе eBay каждые 15 секунд уходила шипованная вещица. В этом году, похоже, их продастся еще больше. Дизайнеры вошли во вкус и углубляют тему.
Теперь эта эстетика — не только вотчина кутюра и уличной моды, но и разрешенный элемент повседневного гардероба нормального работающего человека.
В массовом сознании шипы и заклепки — портновский ярлык для панка. Но не Сид Вишес и не Джонни Роттен первыми продемонстрировали их публике.
Декоративные элементы, проложенные параллельно спицам трендового зонта Pasotti (1), впервые встречались нам в школьных учебниках — на булавах, алебардах и кастетах.
Особенно зрелищно выглядит «украшенный» ими кистень — гибко-суставчатое холодное оружие ударно-раздробляющего действия. Дело в том, что пытки исторически были важной частью правовой системы, неотъемлемым инструментом определения вины или невиновности. Применение силы и причинение боли не имело отношения к садизму и беззаконию, напротив, жестокость веками считалась оправданной и была привычной.
Лишь недавно воздержание от нее стало считаться стержнем этики. Не далее чем два века назад в ходе демократических революций человечество сменило курс, заменив лозунг о необходимости страданий утверждением повального права на счастье. Платье-рубаха Alexander McQueen (2) с аккуратными заклепками на вороте выглядит социально приемлемым по объяснимой причине: мы избавились от старых представлений и можем смотреть на символы бичевания без боли и злобы, мудро и здраво, с иронией и оптимизмом.
Мода, как элитарная, так и массовая, охотно рассказывает нам о мрачных страницах истории, так же как о темных сторонах души и мироздания повествуют распространенные ныне повсеместно черепа и скелеты. Вопреки прогнозам брюзжащих скептиков эти темы настолько увлекательны и многогранны, что заклепки, как и черепа, никогда не выйдут из моды.
Тем, кто не желает копать так глубоко, аналогия с панком, конечно, ближе. В нью-йоркском Метрополитен-музее только что закрылась выставка «Панк: от хаоса к кутюру», исследовавшая влияние течения на высокую моду. Идеологи панка по‑своему интерпретировали нарядность, заменив пайетки булавками, перья — лезвиями, бусины — заклепками. С точки зрения современности заклепки и шипы — вполне конформистский дневной эквивалент вечерних блесток. Например, сумочка Skylar от Rebecca Minkoff — не ода нигилизму, а гимн жизни.
Есть и кое‑что поважнее в панковской культуре, неслучайно породнившее ее с миром роскоши, — эстетика DIY — «сделай сам» — перекликается с кутюрным принципом made-to-measure. Заклепки, цепи и булавки, украшая девственные кожаные наряды, превращали их в неповторимые произведения искусства, делая их носителей исключительными.
Сегодня панковать проще — дизайнеры сделали все сами. Например, щедро украсили обувь Baldan (5) и Saint Laurent (7), вписываясь в главный обувный тренд сезона. Суть его — торжество всевозможных видов декора в виде пряжек, ремней, инкрустации, вышивки, лазерного тиснения, а также зипперов, цепей, заклепок и шипов.
Узаконивать модную роль шипов продолжают лондонские короли бижутерии Mawi (3), облагораживая некогда радикальную эстетику традиционными технологиями и олдскульным гламуром. Шипованные запонки из мужской коллекции Sir — хороший тест для аутсайдеров: прижилась ли эта эстетика и насколько стала мэйнстримом? Можно ли доукомплектовать ими наряд, отправляясь на решающие переговоры?
Вопрос, впрочем, лишен смысла, поскольку одеваются люди сегодня как им вздумается. Важнее умение, или талант, или дар (или кто как это называет) применять шипованно-клепаные наряды с виртуозной уместностью, не перенасыщая ими гардероб и сочетая с прочими его элементами цвет металла.
Уже ставшая классической сумка Vlieger & Vandam (4) с муляжом пистолета дополнена в новом сезоне двумя металлическими вариациями: бургундская кожа укомплектована золотистыми заклепками, темно-синяя — черными.
Сочетать золотистые заклепки с серебристыми — как будто бы моветон. Об обратном говорит нам знаковая модель «Пигаль» Christian Louboutin, которая покрылась шипами в различных вариациях. На одной из них черные, золотистые и серебристые шипы присутствуют вместе, словно говоря нам: эстетический догматизм — это пытка, так что давайте радоваться жизни и носить все, что находит в душе отклик, невзирая на комментарии зануд.