Відпочинок

выставки

Одесская биеннале: Самоуправление, Бактерия и Конармия

Одесская биеннале: Самоуправление, Бактерия и Конармия
Раг, Умань

Очнувшаяся от многолетней спячки одесская художественная сцена предлагает зрителям масштабную программу III биеннале современного искусства — с западными звездами, живыми украинскими классиками и интригующими новыми именами.

В среду 28 августа открылась ІІІ Одесская биеннале современного искусства, событие, которое уже давно предвкушала украинская художественная общественность. Кураторы проекта Михаил Рашковецкий и Мирослав Кульчицкий потрудились на славу, в течение года неустанно публикуя на своих фейсбук-страницах интригующие анонсы готовящегося биеннале.

Будоражило и постоянное расширение состава участников — в результате вышло более полусотни художников и арт-групп из 12 стран, среди которых и отечественные мэтры вроде Александра Ройтбурда, Василия Цаголова и Олега Тистола, и весь цвет молодого протестного искусства в лице групп Р. Э. П. и SOSка, и сборная команда одесских художников в звездном составе, и международные авторитеты — Лучезар Бояджиев из Болгарии, Дан Перьйовши из Румынии, Юрий Альберт из Москвы, группа «Что делать?» из Санкт-Петербурга.

Если добавить, что в основной и параллельной программах оказались задействованы практически все экспозиционные площадки и художественные институции города, становится понятно, почему с биеннале связывают надежды на долгожданное восстановление Одессы в правах второй столицы современного искусства Украины.

В последние десятилетия прошлого века Одесса имела все основания носить это гордое звание. Выходцы из здешней художественной среды блистали не только и не столько на локальной киевской, но и на московской сцене («Медицинская герменевтика», Лариса Резун-Звездочетова, Игорь Степин и Светлана Мартынчик, более известные широкой публике под псевдонимом Макс Фрай).

Выставки вроде знаменитой «Свободной зоны» 1994 года своим размахом затмевали все происходящее в то время в других городах Украины. Даже Джордж Сорос, основавший во всех столицах Восточной Европы Центры современного искусства, признал одесскую уникальность, открыв здесь отдельный, независимый от киевского офиса ЦСИ.

К сожалению, первое десятилетие нового тысячелетия выдалось для одесской художественной жизни не столь триумфальным.
Склонность одесситов к странствиям и эмиграциям сыграла с городом плохую шутку — в 2000‑х здешняя художественная сцена заметно поредела и перестала нести свой привычный поток инициатив, событий и новых художников. Так что не стоит удивляться тому, что на громко заявленное биеннале этого года возлагаются большие надежды.

Впрочем, тем, кто рассчитывает дважды войти в одну и ту же реку и окунуться в безумную смесь психоделики, гедонизма и декадентства, определявшую атмосферу одесской художественной жизни конца прошлого века, скорее всего придется разочароваться.

Даже если сравнить названия одесских выставок 90‑х годов («Кабинет доктора Франкенштейна», «Фантом — Опера», «Синдром Кандинского») с заголовком нынешней биеннале — «Самоуправление: культурная эволюция vs революция», становится очевидно, что увлекательная постмодернисткая игра уступает место менее зрелищному и эффектному социально-культурному исследованию.

Об этом говорит и то, какое количество художников, работающих в области социально-критического искусства, приглашено в основной выставочный проект биеннале, который представлен сразу на нескольких площадках — в залах Музея современного искусства Одессы на ул. Белинского и на Французском бульваре и в галерее «Желтые Великаны» в помещении Одесского художественного музея.

Но помимо социально-ангажированных художников кураторы пригласили к участию и их закоренелых идейных оппонентов, «резидента жлоб-арта» Ивана Семесюка и «вольного художника» Олексу Манна, которые представляют в Одессе свой спецпроект «Бактерия» под лозунгом «Насільноє Навязиваніє Чуждой Нам Парадіґми» (выставка проходит в галерее NT-Art на Лидерсовском бульваре).

А в галерее «ХудПромо» представлен другой спецпроект биеннале — «Слабость», в котором авторы из Харькова, Одессы и Киева собираются поставить под сомнение способность художника что‑то реально изменить в окружающей его социальной ситуации.

В параллельной программе биеннале нашли себе место такие разнообразные и даже причудливые проекты, как выставка иллюстраций к «Конармии» Бабеля во Всемирном клубе одесситов, фотовыставка творческого объединения Gruppa и экспозиция молодых одесских художников, опекаемых активной и не слишком разборчивой Slava Frolova Group.

Сложно сказать, сможет ли весь этот пестрый и противоречивый набор экспозиций и авторских высказываний дать какой‑либо вразумительный ответ на вопросы, поставленные кураторами, но то, что одесская художественная жизнь получит неплохую встряску — очевидно.
Стать свидетелем этого процесса можно на протяжении всего месяца — экспозиции ІІІ Одесской биеннале современного искусства будут работать до 30 сентября.

odesa-biennale.org.ua

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама