Гонщик Сергей Малик в одиночку на мотоцикле объехал Украину по периметру, превратив поездку в нечто среднее между экстремальным приключением, стремительной экскурсией по живописным местам и этнографической экспедицией.
Имеем: серийный мотоцикл КТМ 950 Super Enduro R, ноутбук, две камеры GoPro, монтировки, ключи, спальный мешок, 14 смен нательного белья, кусок мыла, деньги. Задача: самостоятельно, без технической помощи и сопровождения, объехать Украину по ее контуру, стараясь держаться как можно ближе к государственной границе. Статус: задача выполнена.
Первое, на что обращаешь внимание при встрече с Сергеем Маликом, — то, что он, мягко говоря, уже не мальчик. Ему 46 лет.
Спортом занялся довольно поздно — в 27, когда большинство спортсменов уже заканчивают карьеру. Сегодня он двукратный мастер спорта СССР, мастер спорта Украины, чемпион Украины по кольцевым гонкам, автор нескольких официально зарегистрированных рекордов, основатель Киевского городского автомотоклуба (КМАМК) и кандидат психологических наук.
Итак, зачем немолодой титулованный спортсмен, уже всем все доказавший, ввязался в это рисковое, по‑настоящему опасное для жизни приключение?
«Дело в том, что у меня была не только спортивная задача, — объясняет Сергей Малик. — В Украине есть и что посмотреть, и что показать. В свое время я имел отношение к мотоклубу «Ночные волки», пока наши российские товарищи не оказались втянуты в идеологические игры. Тогда у нас с друзьями из клуба возникла идея проводить мотоэкскурсии по историко-культурным местам. Но это требует организационных усилий, а с «сольным» мотопробегом все просто: садись и езжай. Я и поехал».
Планируя маршрут, Сергей решил идти против часовой стрелки — на запад, далее на юг и оттуда через восток и север Украины — назад в столицу.
«Ко второй половине пути накопится усталость, а значит, через самые сложные участки нужно пробиться в начале — пока ты свеж. Учитывая ландшафт и подъем грунтовых вод в это время года, самыми трудными обещали быть места у белорусской и польской границ вплоть до границы с Румынией. Так и вышло: медленнее всего я продвигался вдоль белорусской границы, местами практически плывя по болоту».
Конечно, далеко не всегда Сергею удавалось ехать строго параллельно границе, вдоль «колючки»: в основном он двигался по проселочным, лесным и степным дорогам, лишь в случае крайней необходимости выезжая на асфальт.
«Если бы я ехал вплотную к пограничной полосе, мне бы понадобилось минимум дней 40. Но и без того уровень нагрузки на технику был таков, что мой надежнейший КТМ после поездки фактически рассыпался».
Распорядок дня был следующим: подъем рано утром, легкий завтрак (чаще всего сухари, сыр и вода). После — купание в ближайшем водоеме.
«Любые потертости и царапины — это серьезная опасность в таком путешествии, грозящие последствиями, вплоть до заражения крови. У меня с собой был кусок обычного хозяйственного мыла, без химии и гламура — отличный антисептик», — рассказывает Сергей. Затем — собственно дорога, обычно до позднего вечера.
«На стоянке я переодевался, выбрасывал носки и белье, раскатывал спальный мешок и обязательно разжигал костер — это очень важно для психофизической разгрузки. Затем плотно (с мясом) ужинал и часа в 2‑3 ночи ложился спать — прямо под открытым небом. Палатку в дорогу не брал: я знаю, что это такое — в «убитом» состоянии ставить ее и потом разбирать, на это уходит минимум 40 минут в день. Мне повезло с погодой — под сильный дождь попал лишь один раз. Поначалу не было и комаров — они появились уже ближе к концу, а под Новгородом-Северским их было столько, что думал не выживу».
После 4‑6 часов сна все начиналось по‑новой. «Местами по‑настоящему «дубасил». Но постоянно держал в голове, что еду один и если сильно расшибусь, помощь придет не сразу. А когда у тебя, скажем, перелом бедра — счет идет на часы.
Если бы это были официальные гонки, когда сзади едут механики, техпомощь и медики, проехал бы этот маршрут гораздо быстрее». Несмотря на опыт и осторожность, Сергей все-таки попал в несколько серьезных передряг.
«Первый раз сильно упал под Львовом: поздно вечером подъехал к реке, которую, как мне показалось в темноте, легко «возьму», — и налетел на разрушенный мост. Вынимал мотоцикл из воды часа два. Второй раз расшибся под Румынией, в пасхальную ночь — спешил попасть на праздничную службу в местной церкви. Мотоцикл, летя с горки на скорости 120‑140 км / ч, угодил в глину и завяз по переднюю ось, так что я вылетел из сиденья, как из пращи. Удар был такой силы, что деформировались металлические вставки в ботинках — они стали похожи на рыцарские сапоги с вытянутыми носками, пришлось потом рихтовать их камнями. И еще одно падение случилось на Арабатской стрелке — думал уже, что дальше ехать не смогу».
Наградой за все эти испытания были природные красоты Украины, буквально ошеломившие Малика: «Везде свой колорит и своеобразие! Карпаты, Полесье, Бессарабия… Стоило отправиться в это путешествие, чтобы увидеть, насколько красива наша земля. Попадались такие места, когда я просто не мог заставить себя двигаться дальше. Съезжал с дороги, бросал мотоцикл, падал на землю — и гори все огнем!»
Но главным открытием для Сергея стали сами украинцы.
«За короткий отрезок времени получаешь огромный массив разнообразнейшей информации. Выезжать в разные части страны «точечно» — это одно. А когда проезжаешь через всю Украину, напролом, по нетуристическим местам — это переворачивает мировоззрение. Бак у меня «короткий» — хватало максимум на 200 км, так что я часто останавливался и общался с местными жителями. Так вот: никакого раскола в Украине нет. Кто не верит — советую проехаться и убедиться. Раскол — только в голове жителей крупных городов. Да, геополитически Украина очень разная, но общий дух есть, и он чувствуется везде, на всех ее территориях. У этого народа есть одно очень здоровое свойство: ему ничего не скормишь. Это люди, поколениями привыкшие рассчитывать только на себя».
На вопрос, можно ли мотоциклисту-любителю пробовать повторить его маршрут, Сергей отвечает: «Можно». Если осторожно.
«Думаю, каждому сознательному украинцу стоило бы совершить такое «паломничество». Важно, однако, отдавать себе отчет, куда, зачем и на чем вы едете. Иначе можно не вернуться».
Готов ли он стать гидом для желающих повторить этот мотопробег? Почему бы и нет. «Только не гидом, а «роялем в кустах». Сопровождать, не перетягивая на себя одеяло, чтобы в случае чего прийти на помощь. Честно говоря, повторил бы этот хадж с удовольствием».