Хобби

сильные впечатления

Куда вас, сударь, к черту занесло?

Куда вас, сударь, к черту занесло?
Фото: Автомобильная ассоциация Украины

15 сентября на трассе столичного автодрома «Чайка» стартуют финальные заезды чемпионатов Украины и Восточной Европы по управляемому заносу. Именно так на русский язык переводится термин «дрифтинг», обозначающий самую зрелищную дисциплину автомобильного спорта.

Нас всех заносит иногда

Занос — штука, от которой большинство автомобилистов стараются держаться подальше, и лишь немногие научились использовать технику дрифтинга для пользы дела. Плейбоям умение отправлять автомобиль в управляемый занос позволяет завоевывать расположение женщин, «джентльменам удачи» — уходить от преследования органов правопорядка, а спортсменам — подниматься на пьедестал почета в соревнованиях вроде тех, что 15 сентября стартуют на «Чайке».

Дрифтинг позволяет проходить повороты с минимальной потерей скорости: водитель намеренно срывает ведущую ось с траектории движения, и авто улетает в так называемый управляемый занос.

Самый простой способ отправить машину в занос — рвануть ручной тормоз при выжатом сцеплении, но профессиональные пилоты-дрифтеры пользуются огромным арсеналом более сложных и эффектных методов, благодаря чему билеты на чемпионат стоимостью от 200 до 800 грн разлетаются как горячие пирожки.

Все знают, что можно бесконечно наблюдать за водой, огнем и тем, как паркуются женщины, но после посещения дрифтинг-шоу этот список гарантированно пополнится еще одним пунктом.

Обычно соревнования по дрифтингу выглядят следующим образом: две машины ездят одна за другой. Пилот первого авто выполняет маневр, пилот второго должен максимально точно его повторить.

В дрифтинге обгон запрещен. Это не соревнования на скорость прохождения дистанции, хотя скорость в этом спорте имеет определяющее значение: управляемый занос только тогда выглядит впечатляюще, когда выполняется на максимальной скорости.

«Я люблю закладывать большие углы поворота, люблю проходить их на высокой скорости и люблю, когда много дыма, — говорит Дмитрий Иллюк, чемпион Украины и Восточной Европы по дрифтингу 2012 г. — Дрифтинг — это искусство заноса, поэтому занос должен быть эффектным».

Скорость входа в поворот, угол поворота и повторение траектории, когда речь идет о парных заездах — вот основные критерии оценки участников. Но умение жечь покрышки тоже влияет на оценку выступления.

Суровые поцелуи

«Как такового критерия оценки выступления, учитывающего количество дыма из‑под колес, нет, — объясняет Максим Спириденко, медиа директор Федерации Дрифтинга Украины. — Но количество дыма можно отнести к зрелищности, а зрелищность выступ­ления имеет огромное значение».

Кроме способности пилотов жечь покрышки судьи могут начислить дополнительные баллы за столкновение с ограждением. Парадоксально, но в дрифтинге есть и такой элемент. Называется он kiss the wall.

«Поцелуй» засчитывается, когда во время прохождения поворота машина не врезается в ограждение, а еле‑еле касается его. Это очень сложный элемент, требующий от пилота способности вплоть до миллиметра рассчитать траекторию движения во время заноса.

Есть еще один невероятно эффектный элемент — backward: когда автомобиль влетает в поворот в настолько глубоком заносе, что долю секунды машина едет задом наперед, не теряя скорости.

«Случается, что судьи не могут прийти к единому мнению, выбирая победителя, — продолжает Максим. — В таком случае они интересуются мнением зрителей, которые выражают свои симпатии криками. Если и этот способ не помогает, судьи назначают перезаезд (one more time). Бывает, что трибуны скандируют: «One more time!» — и перезаезд повторяется два, а иногда и три раза».

«Пусть меня научат»

Алексей Головня, лидирующий в чемпионате Украины накануне финальных заездов, уверен, что любой водитель может освоить элементарные приемы дрифтинга за несколько часов, но не каждый может участвовать в соревнованиях: «У меня сразу получилось ездить боком, а есть люди, которые тратят много времени и денег, но по нескольку лет не могут пройти квалификацию на чемпионат страны».

Да, сидеть за штурвалом дрифтерского авто способен не каждый. Более того, не каждый согласится дважды пережить поездку в такой машине.

«Во время прохождения поворота пилот испытывает перегрузки, но не такие сильные, как в «Формуле»: их нормально переносит любой человек, — говорит Дмитрий Иллюк. — Гораздо тяжелей перенести управляемый занос психологически. Случалось, что крепкие мужчины, которых я катал, начинали бормотать как заведенные: «Потише, потише, потише…» А бывает и наоборот. Недавно на очень скоростном треке катал девушку. Когда мы остановились, она сказала: «Спасибо. Это все?»

Людей, боящихся садиться

с Дмит­рием в одну машину, понять можно: Иллюк — один из самых быстрых дрифтеров Украины. На «Чайке» он входит в повороты на скорости около 180 км / час. Но теперь ему этого мало.

«Недавно был установлен новый рекорд скорости при вхождении в поворот — 256 км / час, — рассказывает Дмитрий. — Уже думаю, как его побить. На большой открытой площадке это не сложно. Сложно повторить это в условиях закрытого трека, когда вокруг ограждения».Все документальные фильмы о каскадерах обязательно начинаются предупреждением: «Не пытайтесь повторить эти трюки». Сейчас мы хотим повторить его. Серьезно, не пытайтесь, ведь занос на скорости выше 100 км / час в любой момент может перестать быть управляемым. Это случается даже с профессиональными пилотами. «Две недели назад я сильно разбил свой автомобиль, — рассказывает Дмитрий. — На скорости 130 км / ч въехал в стену. Меня отбросило на трек, и примерно на такой же скорости в правый бок «зашла» Toyota Supra. Я думал, что для машины это конец, но на следующий день уже выехал на ней на тренировки и квалификационные заезды».

Тачка на прокачку

В 2000 г. Дмитрий купил автомобиль и только с 2005-го начал осваивать азы дрифтинга на закрытом аэродроме в Одессе. На этом авто, уже переделанном до неузнаваемости, Иллюк ездит до сих пор. Автомобиль для дрифтинга — это заднеприводная машина с большой мощностью.

Практически всегда автомобили тюнингуются — форсируется двигатель, облегчается кузов. Многие авто комплектуются только одним сиденьем: за счет этого снижается вес и улучшается балансировка. В результате апгрэйда автомобиль Дмитрия «похудел» на 350 кг и сейчас весит 990 кг.

Из оригинальных деталей в нем остались только некоторые несущие элементы кузова и заводской 4‑цилиндровый двигатель объемом 2,2 литра. Но и его Дмитрий укомплектовал таким мощным турбокомпрессором, что из выхлопной трубы теперь часто вырывается пламя.

«Перед покупкой к машине предъявляются небольшие требования, — шутит Дмитрий. — У нее должен быть кузов и документы. Все остальное, если вы хотите участвовать в соревнованиях европейского уровня, нужно переделывать, включая подвеску».

За основу своего нынешнего авто Алексей Головня взял ржавый Nissan ZX 1989 года. Сейчас в нем стоит мотор от Nissan Skyline объемом 2,5 л с замененными кованными поршнями и турбонаддувом. Двигатель обеспечивает автомобилю мощность в 600 л. с. Навесные панели полностью выполнены из стеклопластика, все ненужные элементы кузова вырезаны для снижения массы.

«Мы с моим механиком решили подсчитать, сколько оригинальных деталей осталось в этой машине, — говорит Алексей. — Оказалось, что только рамка под задними фонарями и моторчик дворников».

Сказать, сколько денег ушло на доработку машины, Алексей затрудняется, потому что каждый узел переделывал многократно.

«Нет предела совершенству, — объясняет он. — Апгрэйд длится до тех пор, пока результат тебя не устроит». Готовый автомобиль такого уровня можно купить, например, в Латвии. Цена качественного дрифтерского авто, способного въехать на подиум европейского, а то и мирового первенства, начинается от € 50 тысяч, но в локальных соревнованиях по всему миру можно встретить пилотов, которые за свои машины отдали всего $ 5‑6 тысяч

Дым отечества

Исписанный горящими покрышками трек и дым из‑под колес во время прохождения поворотов — это сердце дрифт-шоу, такая же важная составляющая, как нокаут в боксе. Алексей спокойно относится к этому элементу дрифтинга: «Все логично: автомобиль движется в заносе, задняя ось пробуксовывает и горящая резина — лишь следствие такой техники управления».

Дмитрий к вопросу о дымящихся покрышках подходит коммерчески: «Пара покрышек для соревнований стоит примерно $ 160. На «Чайке» пары покрышек мне хватает на три круга. Получается, чтобы доехать до финала, нужно 12 покрышек».

Хитовый трек

Подготовив машины и получив от спонсоров достаточное количество покрышек, пилоты в воскресенье выйдут на старт автодрома «Чайка», трасса которого справедливо считается одной из самых сложных и опасных в Европе.

«Автодром построен еще во времена СССР, — объясняет Алексей. — Все современные трассы оснащены так называемыми зонами вылета, и если ты не рассчитал траекторию или скорость вхождения в поворот, то попадешь в песчаную ловушку. Зона с песочным покрытием гасит энергию движения в считанные секунды — автомобиль просто вязнет в песке. На «Чайке» таких зон нет: трасса огорожена бетонными блоками и металлическим забором, поэтому каждая ошибка пилота может иметь серьезные последствия. Это и превращает ее в одну из самых бескомпромиссных трасс Европы».

Сложности трассе добавляют также перепады высот и чередование участков с разными скоростными показателями.

«На «Чайке» было много серьезных аварий, — продолжает нагнетать атмосферу Алексей. — Обычно это случается с приезжими пилотами. Первый правый поворот закрытый: сложно понять заранее, вписываешься ты в него или нет. Поэтому часто пилоты въезжают в бетонные отбойники. Скорости такие, что, бывало, машину от такого столкновения разрывало на части. Но три года назад на этом участке мы разгонялись до 90‑120 км / ч, а теперь до 150‑170 км / ч и срываемся в занос за 50 м до поворота. Растем».

Он сказал: «Поехали!»

Спросите любого маркетолога, и он скажет, что предложение сэкономить — одна из наиболее охотно используемых стратегий популяризации продукта. Как это касается соревнований по дрифтингу? А вот как: купив один билет, вы сможете посетить финалы сразу двух соревнований — чемпионата Украины и Восточно-европейского чемпионата по дрифтингу.

Тренировочные заезды начнутся в 9 утра и продлятся два с половиной часа: украинские и зарубежные пилоты будут готовиться к основным заездам, тестировать свои авто и изучать трассу. С 12 часов начнутся заезды украинского чемпионата.

Через час из 32 финалистов останется 16. С часа дня на трассу выйдут участники европейского первенства и будут кататься, пока не определятся 16 участников гранд-финала. Потом начнется шоу «Парад пилотов», во время которого зрителям представят каждого гонщика и его авто.

Если личности пилотов вас не интересуют и кроме гонок смотреть больше ни на что не хочется, воспользуйтесь этой паузой в соревнованиях, чтобы посетить RС Drift — гонки радио­управляемых моделей стоимостью по полтысячи долларов. Зрелище стоит вашего внимания: в управляемые заносы отправятся тюнингованные копии автомобилей украинских пилотов.

Практически у каждого партнера чемпионата будет свой стенд, и на каждом будет происходить что‑то интересное. Кроме этого организаторы обещают показательные выступления дрифтеров и стантрайдеров —мотоциклистов-экстремалов.

В 14 часов начнется церемония открытия чемпионатов и заезды топ‑16. К шести вечера шоу закончится, но вечер только начнется. Немного отдох­ните от дрифтинга, рева форсированных двигателей и к 23 часам приходите в клуб «Индиго», где будет проходить церемония Grand Award — награждение чемпионов сезона-2013. Каждый, кто купил билет на «Чайку», автоматически станет участником этого афтепати.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама