После драматической паузы, возникшей после сделанного в конце июня балетмейстером Раду Поклитару заявления о неясности судьбы его театра «Киев модерн-балет», туманные перспективы наконец прояснились: театр жив. 24 сентября коллектив возобновляет свою работу премьерной постановкой «Лебединого озера» Чайковского в неожиданном прочтении.
Премьера постановки одного из самых драматичных и сказочных произведений в истории балета — «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского в театре современного танца «Киев модерн-балет» состоялась на фоне не менее драматичных событий в истории коллектива — этим летом театр оказался под угрозой закрытия.
На пресс-конференции в преддверии премьеры создатель театра и художественный руководитель столичной Муниципальной оперы Раду Поклитару объявил о возможном роспуске труппы. Причина не оригинальна: скудные зарплаты стали причиной ухода шести танцоров.
Премьера «Лебединого озера» вполне могла стать и «лебединой песней» в жизни «Киев модерн-балета». Однако с началом нового сезона настроения балетмейстера уже далеко не так пессимистичны. Сейчас Поклитару занят набором новой труппы и полон надежд на конструктивный диалог с властью.
Ведь как ни крути, «Киев модерн-балет» — единственный театр современного танца на территории Украины, достойно представляющий нашу страну на международной сцене.
Каждая из 14 постановок, созданных менее чем за семь лет жизни коллектива, неизменно становилась театральными событием столицы — спектакли Раду Поклитару обсуждают, восхваляют, осуждают, награждают, но никогда не игнорируют.
«Лебединое озеро» уже более 130 лет играют на сценах балетных театров по всему миру. Но в интерпретации Поклитару устоявшаяся «лебединая» мифологема обрела совершенно неожиданную трактовку. Над этой постановкой балетмейстер работал два года.
Музыка Чайковского особых изменений и сокращений не претерпела, зато история, которую рассказывает Раду, ушла далеко в дебри художественных интерпретаций и с оригинальным либретто сохранила связь на уровне идей, но не сюжета. Трагедия, заложенная в основу постановки, перекликается с жизненными реалиями, с которыми столкнулась труппа.
«Лебединое озеро» Поклитару — это история о том, как трудно сохранить себя в условиях жестокой, унифицирующей системы, где нет места для красоты и полета.
Сам хореограф комментирует свою интерпретацию так: «Меня интересует то, как человека принуждают жить не своей жизнью. Насилие над личностью — по сути, очень хореографическая тема. Танец в данном случае может быть намного красноречивее драматического искусства».
История начинается с истребления лебединой семьи. Выжившего после резни птенца Зигфрида отдают в руки демоническому вивисектору господину Ротбарду, который путем хирургического вмешательства превращает юного лебедя в человека. Атмосфера новой «человеческой» реальности, в которой оказывается герой, пропитана антигуманистическим пафосом нацистской Германии.
Однако, несмотря на хирургическое мастерство злого профессора, герою так и не удается стать органичной частью общества людей. Лебединая сущность не позволяет Зигфриду ассимилироваться в новом мире. К своему подлинному «я» он возвращается лишь в галлюцинациях, вызываемых инъекциями, которые ему периодически вводит Ротбард, — в наркотической реальности Зигфрид встречает собратьев-лебедей и свою возлюбленную Одетту.
Глубокое несоответствие между видимостью и сущностью приводит Зигфрида на операционный стол, где ему возвращают лебединый облик.
Но лебедем он может стать лишь для того, чтобы достойно встретить смерть — в финале Зигфрид трагически гибнет под натиском черной массы. Такие пессимистические настроения в прочтении классики вряд ли возникли у Раду Поклитару от хорошей жизни. Будем надеяться, что в новом сезоне у коллектива найдутся силы не только удерживать натиск «черных масс», но и противостоять ему.
«Лебединое озеро»
Театр современного танца «Киев модерн-балет» на сцене Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества
24 сентября, 19:00