Звукорежиссер Михаил Капуста об акустических системах класса Hi-End, позолоченных кабелях и обоях из яичных лотков.
40 лет назад Немецкий институт стандартизации разработал критерии, которым должна соответствовать аудиоаппаратура самого высокого класса, известного как Hi-Fi. На рынке звукового оборудования сразу наступил порядок: надпись Hi-Fi подразумевала определенные частотные характеристики, уровень искажений и еще целый набор конкретных параметров, делавших муки выбора не такими невыносимыми. Но потребительское счастье длилось недолго. Уже через 10 лет в среде производителей звукового оборудования появился термин Hi-End. По поводу того, что такое Hi-End, написаны сотни книг, наполовину состоящих из прилагательных: Hi-End до сих пор не стандартизирован, и чтобы описать преимущества такой аппаратуры, разработчики вынуждены употреблять фразы вроде «элитная акустика с прозрачным, естественным, теплым саундом».
Идеология хай-энда — это идеология перфекционизма: достичь бескомпромиссного качества можно, только перестав ограничивать себя в средствах. При разработке элитной акустики цена не обсуждается, превысить бюджет невозможно. «Динамик будет стоить $ 20 тысяч? Ну и замечательно!» — примерно так рассуждают создатели Hi-End оборудования. Они, как и производители суперкаров, не пытаются сделать свою продукцию доступной, они пытаются сделать ее совершенной. Получается это не у всех, но недостатка в аудиосистемах, стоимость которых соизмерима со стоимостью квартиры в Киеве, в ближайшее время не предвидится. Замечена, кстати, закономерность: если человек построил дом, в гараже которого стоит совершенный автомобиль, покупка совершенной аудиосистемы — лишь вопрос ближайшего времени.
Первое, что нужно обсудить, говоря об элитной акустике, — это цена. Ко мне часто обращаются друзья с просьбой посоветовать аудиосистему. Они знают, что это недешево, но протестировав ее в шоу-руме, говорят: «Звучит идеально, но разве это стоит $ 20 тысяч?» Подобная реакция совершенно типична. Да, есть у этой техники такая особенность: с определенного уровня даже очень высокие затраты дают лишь незначительный прирост качества. Чуть уменьшился резонанс корпуса — и производитель уже кричит об огромном прорыве, а неподготовленный потребитель разводит руками и не понимает, откуда взялась такая цена.
Дело в том, что требуется какое‑то время чтобы привыкнуть к звуку, а уж потом разницу между этой системой и системой попроще вы будете замечать сразу. Но бывает и по‑другому: высокая цена ничем не оправдана, и вы понимаете, что Hi-Fi акустику такого же уровня можно купить в 3‑4 раза дешевле.
Элитные акустические системы можно воспринимать как арт-объекты. Экспериментируя со звуком, производители Hi-End аппаратуры используют странные, казалось бы, материалы. Английская компания Bowers & Wilkins сделала акустическую систему в металлическом корпусе, немецкая Concrete Audio — в корпусе из бетона, а российская Virtual Acoustics — в корпусе из мрамора. Чего в этом больше — эпатажа или инженерной мысли? Это уж вы должны решить для себя сами. Но перед покупкой нужно честно ответить себе на вопрос, что вы хотите приобрести — акустическую систему или мебель? Я знаю человека, который увидел красивую систему в интернете и решил во что бы то ни стало купить себе такую же. Его отговаривали, но он настоял на своем. Потом он, конечно, ее продал. Значительно дешевле.
Агрессивный маркетинг и плохая осведомленность потребителей позволяют хорошо зарабатывать на продаже сопутствующих товаров
Философия Hi-End неотделима от маркетинга, и некоторые бизнес-стратегии прочно обосновались в сфере производства и продажи элитной аудиотехники. Кросс-селлинг, например. Как только вы купили акустику, вам тут же говорят: «Имейте в виду, без позолоченного кабеля звучать она будет как дедушкин приемник». Безусловно, кабель — важный компонент аудиосистемы, но зачастую его значение переоценено. Говорят, что однажды, во время теста кабеля Monster Ultra Series THX 1000 Audio Interconnects, инженер решил пошутить. В супермаркете напротив он купил металлические плечики, разогнул и, припаяв к концам клеммы, подключил к аудиосистеме. Никто из участвовавших в тесте не услышал разницы между позолоченным кабелем и проводом, сделанным из обычной вешалки. Тем не менее, агрессивный маркетинг и плохая осведомленность потребителей позволяют хорошо зарабатывать на продаже сопутствующих товаров, вроде кабелей с кристаллами Swarovski. Такой кабель выглядит красиво, но влияют ли кристаллы на качество звука? А вот что действительно влияет и является главным компонентом Hi-End системы, — это помещение.
Поставить акустику за несколько десятков тысяч долларов в неподготовленном помещении — выбросить деньги на ветер. У меня есть друг — высокопоставленный сотрудник городской администрации. Он купил дорогую квартиру в панельном новострое, сделал ремонт и поставил там серьезную Hi-End систему. Теперь он спрашивает, что ему сделать, чтобы эта система зазвучала. «Купи новую квартиру с подходящей комнатой», — отвечаю. Серьезно, если вы задумываетесь о настоящем аудиофильском помещении, вам нужно глушить стены. Бетонные и кирпичные поверхности прекрасно отражают звук, и удовольствия в таком помещении вы не получите никакого. Можно повесить тяжелые шторы, но это такая же полумера, как пробковые обои и наклеенные на стену яичные лотки (эти «ноу-хау» до сих пор можно наблюдать в студиях Украины). Поэтому перед покупкой Hi-End оборудования спросите совета у профессионалов. Практически все фирмы, занимающиеся продажей и установкой элитного звука, могут протестировать помещение, рассчитать коэффициент поглощения поверхностей и посоветовать, как избавиться от эффекта порхающего эха и резонансов. Это хлопотно, но «элитный, естественный звук» того стоит.