До 17 декабря в киевской Dymchuk Gallery проходит «Дедовщина» — выставка Ильи Чичкана. Художник пытается наладить психоделический сеанс связи с творчеством своего деда-соцреалиста.
Чичкан — художник, упоминание о котором гораздо чаще можно встретить в рубриках светской хроники, чем в искусствоведческих исследованиях или текстах критиков. Можно сказать, что его образ неотразимого светского персонажа является главным проектом и произведением его жизни. И реализует он его с завидной последовательностью: звездой вечеринок Чичкан был еще в те годы, когда не существовало ни рубрик светской хроники, ни глянцевых журналов, ни блогов папарацци.
Будучи таким ходячим произведением искусства, Илья Чичкан с удивительной легкостью и несерьезностью относится к собственно художественной составляющей своей деятельности. В течение всей карьеры и даже в рамках одного периода творчества он всегда стремительно перемещался с одной образной территории на другую, переключался между видами искусства, художественными жанрами, техниками и всячески избегал каких‑либо определений или манифестов. То делал фигуративную живопись, то вдруг выдавал серию абстрактных полотен под общим названием disco-painting, то перестраивался на фотографию, потом на видео, затем на создание объектов и инсталляций, снова возвращался к живописи. Подобная творческая хаотичность имеет как минимум один положительный побочный эффект. В отличие от других, уже забронзовевших и эксплуатирующих однажды найденный прием, художников своего поколения, Чичкан продолжает делать выставки, полные молодого задора. И хотя широкая публика так навсегда и запомнит его как автора многочисленных обезьян-двойников известных личностей, выставка «Дедовщина» свидетельствует, что не обезьянами едиными живет художник Чичкан.
В Dymchuk Gallery Чичкан представил почти весь спектр творческих средств, с которыми он работает, — тут и живопись, и видео, и традиционные для художника объекты, которые он сам называет «психоделическими», хотя черного юмора в них явно больше, чем измененного сознания.
В представленной живописной серии Чичкан эксплуатирует тот факт, что он является членом старой творческой династии, сыном и внуком известных художников. Он перерисовывает в увеличенном формате небольшие карпатские пейзажи, которые когда‑то писал его дед, известный советский художник Леонид Чичкан. Затея, изначально имевшая своей целью «реконструировать» те дедушкины работы, которые были уничтожены в свое время пожаром, постепенно переросла в проект с несколько иным подтекстом. Как это описывает сам художник: «Карпаты, как известно, грибное место, поэтому проект «Дедовщина» задуман как психоделический трип, где я вхожу в астральную связь с дедушкой и в состоянии транса повторяю его полотна, созданные 50 лет назад». Поддержать состояние транса в экспозиции помогают караваи с глазами, чучела ежиков, древесные грибы, «выросшие» на стенах галереи и населенные не сразу открывающимися зрительскому взору персонажами. Художник заявляет, что эти объекты, объединенные под названием «Хлеба и зрелищ», посвящены «тайным тропам нашего сознания, поискам истины в бессмысленных и хаотических проявлениях живой протоплазмы».
Отдает Чичкан дань и своему нынешнему увлечению пасторальной безмятежной сельской жизнью и произведениями народных промыслов — в данном случае в основном гуцульских, дабы поддержать карпатскую линию проекта. Венцом проекта можно считать видео, на котором запечатлен процесс игры в гольф, где клюшкой служит гуцульский топорик, а подставкой для мяча — половина кукурузного кочана. Собственно, в этом видео и есть квинтэссенция как проекта, так и всего творчества Чичкана — полное отсутствие претензий на то, чтобы транслировать какую‑либо идею или отражать объективную реальность; юмор, незамысловатый настолько, что граничит с идиотизмом, и тому подобная «легкость в мыслях необыкновенная». Посмотреть на очередное творение своего любимца, как и следовало ожидать, собралась большая толпа гламурных и околокультурных персонажей, светские хроники запестрели репортажами, а это, как мы выяснили уже в самом начале, и есть самый важный итог выставки и главное ее произведение.
Илья Чичкан «Дедовщина»Киев,
Dymchuk Gallery