Госслужащих, задействованных в процессе госзакупок, на сегодня, по словам зам.министра МЭРТ Максима Нефьодова, около 200 тысяч (!!!) человек (журнал «Деньги № 8, 2017). Немаленькая армия, правда? Это в 5,5 раз больше населения Лихтенштейна. Только у них ВВП на душу населения 25000$, а у нас в 12 раз меньше. Но наших расстраивает не этот факт, а те неудобства, которые появились после обязательного введения ПроЗорро (как и их привычных поставщиков, с которыми они взаимовыгодно раньше работали).
Хотя, по правде говоря, не только в госструктурах, но и во многих коммерческих холдингах руководители тендерных отделов заткнут за пояс по откатам многих чиновников! Но речь не о них. Просто хотел напомнить, что когда в стране коррупцией пронизано все, и не только среди чиновников, когда многие должности, как и положено материальным ценностям, «передаются по наследству» или продаются, надеяться побороть эту систему одной только площадкой ПроЗорро, где «все видят все» — утопия! И грызть зубами сторонников честной добросовестной конкуренции готовы не только чиновники, но и предприниматели-поставщики, которые привыкли «сидеть на тендерах» и моментально разорятся или закроются, если реально и повсеместно введут единые правила игры.
Ну а если, кроме «схематоза», у расхитителей наших налогов шанса выжить больше нет, а семинаров по обмену воровскими навыками никто еще не проводит (кстати, классная идея для старт-апа!), то дам им 25 советов с практическими примерами сговора казнокрадов-заказчиков и поставщиков. И покажу, что это эффективно работает и никого при этом не наказали! Пользуйтесь, пока государство доброе:
1. Изменяйте цены в сторону повышения, выждав какое-то время после аукциона и подписания контракта. Законом разрешено! Конечно, этой наглой схемы пока еще побаиваются, ведь повышение нужно обосновывать и ставить при этом подписи. Многие этого не любят — ведь все, что написано, это уже вещдоки, которые, при желании, впоследствии можно ведь и проверить... Но все равно каждая шестая процедура закупки со временем подвергается повышению цен. И это не противоречит закону «Про публичные закупки». Что приводит:
— или к прямым убыткам госбюджета, когда цена закупки может оказаться выше рыночной,
— или к недобросовестной конкуренции, когда поставщик, заранее договорившись с заказчиком о будущем повышении, дает на аукционе заведомо самую низкую цену, выбивая этим других претендентов.
2. Умышленно завышайте в тендерных условиях предельный срок оплаты за поставленную продукцию. Причем с одним коротким словом из двух букв «ДО...»! Что позволяет «своим» заплатить хоть на следующий день, а с «чужими» не расплачиваться хоть пол года.
Пример UA-2017-08-28-000836-a. Заказчик ДП СХІДНИЙ ГІРНИЧО-ЗБАГАЧУВАЛЬНИЙ КОМБІНАТ в проекте договора в разделе 4. «ПОРЯДОК ЗДІЙСНЕННЯ ОПЛАТИ» в п. 4.2. указывает условия, которые существенно (искусственно) сужают круг участников. В проекте договора этот пункт написан так: «Покупець здійснює оплату отриманої партії Товару по факту його поставки протягом 180-ти календарних днів.».
3. Сознательно занижайте до нереальных сроки поставки требуемой продукции. Если нужно обмундирование, напишите срок поставки: «От 15 дней с момента заявки» — и все, на тендер придут только те, кто заранее договорился с заказчиком и имеет уже сырье или готовую продукцию у себя на складе. А если не имеет, то написано то хитро — «от 15 дней»! Т.е. «своим» могут дать заявку за пару месяцев, а «незваного гостя» попросят поставить сразу и разведут на штраф, чтобы больше не лез!
4. Запугивайте компанию, которая может выйти на тендер с лучшей ценой, проблемами при приемке продукции. Обычно это делается намеками или через конкурентов, которые намечены заказчиком, как потенциальные поставщики. Но когда не понимают, то случаются истории типа такой.
При этом, понятно, проблемы устраивают выборочно и именно для продукции неугодных производителей. При этом многомесячные проверки в лабораториях на соответствие десяткам ГОСТовских показателей, иногда 60-х, 70-х годов, должны дать заказчику хоть по какому-нибудь из них малейшее несоответствие (при том, что оборудование там почти везде устаревшее, а персонал частенько низкоквалифицированный).
5. Специфически выписывайте ТУ под конкретного поставщика. Это уже «притча во языцех».
Только публичных скандалов на эту тему было уже несколько тысяч за этот и прошлый год.
Из историй последних дней процитирую для примера Алексея Тамразова... Или история от известного Вячеслава Евминова...
6. Объявляя торги, назначайте их дату так, чтобы потенциальный поставщик просто физически не мог собрать упомянутые в тендерных условиях документы в обозначенный срок.
Например:
— требуйте самые сложные (иногда абсолютно неоправданные) сертификаты качества, соответствия и пр., с длительным сроком их получения, а тендер объявляйте через месяц.
— по той же схеме объявляйте тендер через две недели, но включите для его участника наличие санитарно-эпидемиологического сертификата на изделие, который раньше, чем через 20-30 дней не получить!
— хорошо работает также изменение тендерных условий меньше, чем за месяц до тендера, когда неожиданно добавляют желание видеть у поставщика сертификат соответствия системы менеджмента качества ISO 9001-2008 и дорогущий и очень долго получаемый сертификат Oeko-tex Standart 100 на подтверждение соответствия сырья классу 1 и 2.
И во всех этих случаях ваш вопрос почти наверняка будет решен — те, кто был предупрежден заранее и оказался в нужное время в нужном месте с нужной бумажкой победят, остальные пролетают!
7. Прячьте торги от чужих поставщиков! Чтобы в соответствующем профильном разделе тендерной площадки заголовок сбивал с толку. Например, закупайте пеленки и махровые полотенца, а в заглавии тендера напишите «Натуральные ткани». Мы такое периодически наблюдаем и иногда может сработать.
8. Требуйте как можно больше документов, предоставляемых в свободной форме.
Очень эффективно для отсеивания требовать от поставщика доказательство опыта аналогичных поставок. Оценка которого обычно осуществляется заказчиком в ручном режиме, и нет еще случаев, чтобы при необоснованном отклонении поставщика хоть кого-то наказали за перерасход бюджета.
Свежий пример — закупка постельного белья для садиков Управлением образования Святошинской РДА г. Киева Участник «ТК-Домашний текстиль» в этой товарной группе — лидер в Украине (1635 торгов, 691 признаны победителем), предоставил позитивный отзыв Управления образования Подольского р-на. Фирменный бланк, подпись начальника, гербовая печать, дата. Вот только не поставили они исходящий номер, т.к. не ведут журнал учета подобных писем (по закону не обязательно!). В итоге наше предложение в 1 млн.грн. в Святошинском р-не отвергнуто и на сегодня рассматривают двух заказчиков с ценой поставки в 2,5 млн.! Цена вопроса действия уполномоченного чиновника — «поднять трубку и перезвонить своему коллеге из соседнего района, потратить 2 минуты, убедиться, что с загруженной справкой все чисто» — наценка в 150% от нашей цены и 1,5 млн.грн. бюджетных денежек... Но этот пример всем вам, г-да коррупционеры, наука — делайте, что хотите, и если формально вы сможете доказать, что правы, то никого из правоохранителей и вашего вышестоящего начальства экономия денег налогоплательщиков не волнует! Вперед...
9. Еще одно Управление образования (уже в Деснянском р-не г. Киева) подсказало способ выбрасывания неугодных, отработав его на «ТК-Домашний текстиль».
Требуйте не только договор с перевозчиком, но и пусть он перечислит весь свой автопарк, включая свидетельства о госрегистрации всех авто. Наш договор с лидером отправок «Новой Почтой» в итоге стал причиной отклонения, т.к. они ответили нам, что данная информация конфиденциальна. Да и кому какая разница? Нам оказывают транспортные услуги, но не хотят описывать свой автопарк, который периодически меняется или обновляется. А если что, то за задержку в договоре предусмотрены штрафные санкции. В итоге победителем признали участника с ценой на 23% выше нашей. Так что пользуйтесь, кто еще не в теме! Ведь несмотря на то, что вопрос был вынесен в публичную плоскость, и все нам посочувствовали, никого из закупщиков даже близко не наказали.
10. Требуйте у участников образцы заказываемой продукции до аукциона, хоть это и запрещено законом (кроме оборонного заказа). В АМКУ жаловаться и тратить каждый раз 5 тыс.грн. будет не каждый, авось пронесет! А делать опытные образцы в одном экземпляре (не имея ни малейшей уверенности в победе) — ох как дорого и накладно! Это я вам, отвечаю, при небольших партиях заказываемой продукции — практически гарантирует протаскивание нужных поставщиков. Хотя по опыту, они потом все равно придут к нам на производство и все это закажут. Не без потерь для бюджета, естественно...
11. Или воспользуйтесь примером Бахмутского психоневрологического интерната Донецкой области и требуйте от победителя торгов на следующий день после аукциона доставить образцы исключительно ЛИЧНО, отправив заказчику уполномоченного предприятием представителя. И никого не волнует, что это может быть в другом конце страны и ехать придётся с многочисленными пересадками. И никаких Укрпочт и «Новых почт»! А кто за один день не успеет с образцом в зону АТО — спокойно дисквалифицируйте.
12. Прописывайте такие показатели, которые никто объективно не сможет проверить! Как пример — забавный случай с Кременчугской детской горбольницей. При закупке подушек они в требованиях и описании товара придумали свой показатель: "Подушки должны быть пружинными, легко восстанавливать форму после давления, но не более, чем за 1-2 секунды«(!!!) Представляю сдачу этой продукции с секундомером в руках сестры-хозяйки. А если вдруг подушка не вложится в норматив? 10 раз подумаешь, идти ли на такой чреватый сюрпризами тендер.
13. В техзадании сделайте сознательную ошибку в каком-то из важных параметров. Например, завысьте плотность одеяла до запредельной, чтобы такую конструкцию невозможно было бы воспроизвести или чтобы себестоимость такого производства была выше «ожидаемой цены» (такие истории во множестве есть у фабрики «Ярослав»). А потом при приемке принимайте «у своих» то, шо получилось и забудьте про прописанные в договоре ТУ!
14. Или наоборот — сделайте минимальное описание изделия в ТЗ. Из серии, понимай, как знаешь! А потом в ручном режиме браковать образцы, говоря, что «мы не так его себе представляли». А если вдруг чужой поставщик не испугается, вылижет документы и все же прорвется и поставит, то отправляйте его по кругу многомесячных лабораторных проверок качества на соответствие устаревшим ГОСТам. А когда деньги производителя заморожены и конца этому не видно, то они становятся гораздо более «сговорчивыми». Но вам же не горит, убытки и производственные издержки из вашего кармана закрывать не нужно, так что никуда не спешите и ждите — приползут, никуда не денутся!
15. Отклоняйте всех Участников, которые расположены за пределами вашего месторасположения. Как, например, Организация ветеранов Октябрьского района, г. Днепр, отклонила 3 компании, кроме самой дорогой (но зато из Днепра), по причине того, что все они были расположены в Киеве. Причем, в тендерной документации об этом не было ни слова. На жалобу по поводу нашей дисквалификации заказчик ответил, что дата поставки была на следующий день после аукциона, поэтому мы (по их авторитетному мнению), конечно же, не успели бы доставить товар из Киева в Днепр.
Так что, г-да жулики, для гарантии выигрыша и подстраховки лучше используйте сразу несколько пунктов из выше перечисленных!
16. При небольших закупках не заморачивайтесь, а просто сносите, кого захотите!
Тут, кстати, ветеранские организации, покупающие постельное белье за государственные деньги, могут мастер-классы уже давать по подобным отмазкам и уловкам. Но даже нас смогли удивить в Киевском пансионате ветеранов труда, когда в допороговой закупке, которую мы выиграли по цене и предоставили все требуемые лабораторные заключения по качеству, результаты испытаний, сертификаты и пр., нас все-же отклонили. По причине: «А что-то кастелянше ваше белье не понравилось!» В итоге на 25000 грн. дороже закупили у частного предпринимателя, который кастеляншу смог убедить! Понятно, что тратить время наших юристов и 5000 грн. на жалобу в АМК при допороговой закупке до 100 тыс.грн. смысла уже нет...
17. Объявите в тендерных условиях требование победителю предоставить образцы в течении 2-х дней после проведения тендера, а затем отключите контактный телефон на эти дни! Работает железно! Или железнодорожно. Как смогло убедиться в этом мое предприятие «Текстиль-Контакт», выигравшее торги на региональном филиале «Приднiпровська залiзниця» ПАТ УЗ. В тендерной документации был указан телефон должностного лица, которому в течении 2-х дней нужно было доставить образцы продукции. В день окончания торгов отправка состоялась. Но при доставке курьером «Новой почты» абонент уже не отвечал ни на звонки курьера, ни на звонки представителей ТК. А следующий день был выходным! В результате, представителю заказчика удалось вручить образец только через три дня, что послужило весомейшим поводом для нашей дисквалификации за несвоевременную доставку образца!
18. За день до начала тендера внесите любые, даже незначительные, изменения в тендерную документацию! Имеете право! Да еще и имейте в виду, что некоторые площадки не рассылают уведомления, что заказчик вносит такие изменения. Проверите заодно «чужого» на внимательность. Только «своего» не забудьте предупредить заранее.
19. Разбивайте крупные закупки на множество допороговых и вообще не парьтесь!
Как, например, ГП «Селидовуголь», которые при закупках более 1 млрд. грн. умудрились более чем 83% от их количества провести без открытого аукциона, заключив 340 договоров, каждый на сумму 199,999 тыс.грн.
В таком случае можно вообще забить на осторожность, мозги и на чувство меры, как Бабинский сельсовет Гощанского р-на, заплативший за ноутбук Asus X541SA ровно 199 тысяч 999 гривен 80 копеек, хотя в магазинах бытовой техники тогда он продавался не дороже 7 тысяч грн.!
Примеров неоправданной разбивки крупных тендеров на непрозрачные допороговые закупки на самом деле десятки тысяч. И вас, г-да коррупционеры, не волнует, что подготовка производителем документов на такие мелкие тендера в процентном отношении часто обходится дороже, чем сама продукция. Ведь кроме производственников приходится задействовать логистов, бухгалтеров, юристов, экономистов! Но «проблемы индейцев вождей не интересуют», правда?
20. Могу еще посоветовать заказчикам весьма эффективную и работающую схему — указать конкретную торговую марку предмета закупки, если желаемый вами поставщик является ее законным обладателем. И случайно забудьте указать «или ее аналог»! Все чисто и цена может быть практически любой! Ну если, конечно, кто-то принципиальный не начнет на дискриминационные требования в АМКУ жаловаться. Ну а вдруг прокатит?
21. Объявляя тендер, указывайте как можно больше требований предоставления дополнительных документов, противоречащих ЗУ «О защите персональных данных». Так все это будет в открытом доступе, отсев «чужих» гарантирован! Ну не всем охота выкладывать в открытом для всех и каждого доступе полное штатное расписание с перечислением всех поимённо сотрудников с указанием их должностей и пр., перечень своего оборудования, недвижимости, транспортных средств и т.п.
22. Укажите в квалификационных требованиях, что производственная база поставщика должна быть расположена на удалении не более чем, например, 15 км от места поставки товара (уже встречались случаи прописывания того километража, который совершенно случайно соответствовал месторасположению «нужного» поставщика).
23. Даже если признали «чужого» победителем, не сдавайтесь! Как это сделал Измаильский филиал ГП «Администрация морских портов Украины». Они не смогли придраться к документам и уже объявили ТК победителем. Но когда мы предоставили документы для подписания договора, почему-то не прошла копия устава. Хотя Тендерный комитет прекрасно видел этот документ в первоначальном пакете и могли просто попросить его продублировать. Но предпочли нас радостно дисквалифицировать и объявить победителя с предложением на 500 тыс.грн. выше, подумаешь, мелочь какая...
24. Если настырный поставщик сумел все-таки победить и выполнил все условия тендерного квеста, и предоставил все документы для заключения контракта, то затягивайте подписание договора до последнего. Так, чтобы он технически потом не успел вовремя произвести продукцию. А затем штрафные санкции навсегда отобьют у него охоту путаться под ногами уважаемых людей!
25. И главная, на все века, уловка со стороны заказчиков и прикрывающих их силовиков, это жить и работать по принципу «Друзьям — все, врагам — закон»!
Грустный вывод из всего вышесказанного у налогоплательщиков один:
Есть три варианта действий бизнесменов, потенциальных поставщиков своей продукции государству:
— смириться и по мере поступления проблем пытаться договориться с заказчиком;
— уйти из тендеров («Текстиль-Контакт», например так и сделал и до 2014 г. в тендерах больше 10 лет не участвовал);
— кусаться, как в юридическом, так и в публичном пространстве. Ведь шума и огласки они пока еще немного опасаются.
При этом самое страшное и неприятное, что ни один герой вышеупомянутых публикаций в результате огласки не пострадал! И речь уже даже не о правоохранителях, имеющих полномочия, но в упор не замечающих преступников. Они жалуются, что уголовное производство легко возбудить, но в таких делах тяжело доказать умысел и нереально довести дело до суда. Но вот вопрос — а куда смотрят прямые начальники этих тендерных чиновников? В их полномочиях давать по рукам, наказывать дисциплинарно, увольнять тех, кто не по хозяйски распоряжается бюджетными деньгами! Увы, не могу похвастаться НИ ОДНОЙ подобной реакцией ни на один из многих десятков скандалов, которые мы поднимали в результате откровенного беспредела или тупого идиотизма! Ни один вышестоящий руководитель, ни одна пресс-служба не написали, что за неэкономию государственных денег мы кого-то показательно наказали...
Но все-же считаю, что сдаваться рано и при желании и системной работе со всем этим можно бороться, чтобы Прозорро не только позволяло всем видеть, как прозоро воруются наши деньги!
Недавно получил приглашение от Трансперенси Интернешнл (разработчиков системы ProZorro) войти в состав экспертной группы по усовершенствованию системы госзакупок. Формат группы — по 2 представителя от разных стейкхолдеров (бизнес, заказчики, эксперты, госы, АМКУ, ГО, контролеры). Подтвердил свое участие, в ноябре планируется начало работы. Посмотрим. Но очень надеюсь, что удастся несколько притормозить прихоти заказчиков и добиться стандартизации тендерных процедур, убрать из них по максимуму вмешательство человеческого фактора.