В третьей декаде октября были обнародованы результаты сразу трех социологических опросов; радикальные расхождения в рейтингах политиков и партий дали основания говорить о «войне социологий». Не собираясь становиться ни на чью сторону, автор субъективно выбрал опрос Центра «София», который, по его мнению, наиболее объективно отражает политические расклады в Украине, однако, решил полностью отказаться от обсуждения его электоральной составляющей.
Самое важное, что показала октябрьская социология – кратковременный эффект от вступления в силу безвизового режима с 11 июня с.г., активно использовавшийся в пропаганде достижений власти, остался в прошлом. Возврат населения из радужных надежд теплого лета в экономические реалии холодной осени обрушил рейтинг Президента: за месяц одобрение его деятельности упало более чем на треть – с 21%1 до 13% (сумма ответов «полностью одобряю» и «скорее одобряю»), в то время, как не одобряют работу Петра Порошенко на его посту (сумма ответов «скорее не одобряю» и «полностью не одобряю») практически 4 из 5 украинцев – 79%.
Мы столкнулись с редчайшей ситуацией, когда у премьер-министра, который рассматривается (во всяком случае, на уровне «рядового украинца») как член президентской команды и/или «президентский назначенец», показатели одобрения/неодобрения лучше – 15% и 77% соответственно.
У Андрея Парубия баланс одобрения/неодобрения немного хуже президентского, хотя негативных оценок меньше – в пределах погрешности (11% и 78% соответственно), однако спикер ВР прекрасно отдает себе отчет, что у него нынешняя каденция – «дембельский аккорд» в большой политике, а потому его рейтинги складываются стихийно, без серьезных вложений в пиар…
Второй момент: данная социология отражает общественное мнение ДО принятия пенсионной и медицинской реформы (что не могло не добавить негатива), а также ДО начала активной фазы протестов МихоМайдана (последнее, могло сыграть властям как в «плюс», так и в «минус» – наш vox populi непредсказуем!)
Однако, абсолютно понятно, что протестующие, несмотря на невысокую собственную популярность (например, условный президентский рейтинг Саакашвили2 и его партии «Рух новых сил» находится в пределах статистической погрешности – менее 2%), оседлали очень мощный вал протестных настроений.
Уместно привести еще один показатель, который автор интерпретирует как «рейтинг ненависти» к политическим деятелям. Речь идет об ответах на вопрос «Кого из политиков нужно подвергнуть люстрации в первую очередь?»3 (можно было дать три ответа).
Здесь Петр Порошенко с результатом 36% занимает малопочетное второе место, лишь немного уступая признанной «народной любимице» – главе НБУ (находящейся в длительном отпуске) Валерии Гонтаревой. Далее идут Арсен Аваков (35%) и Арсений Яценюк (30%). Самое интересное, что эта «проклятая четверка», намного опережающая всех остальных отечественных политиков – люди, с которыми связано становление нынешней политической, экономической, финансовой и правоохранительной системы Украины.
Идущий пятым – действующий премьер Владимир Гройсман «отстает» по этому показателю от своего предшественника вдвое, а от Президента – в 2.5 раза…
Вполне логичным следствием сложившейся ситуации является высокий уровень поддержки украинцами идеи досрочных выборов – 56% за внеочередные парламентские (против – 37%), 53% – за досрочные президентские (против – 39%).
И в заключение позволю дать собственную интерпретацию ответов на вопрос о причинах взрывов на складах в Калиновке. Главными причинами катастрофы респонденты называли «нарушение правил и условий хранения боеприпасов, халатность ответственных лиц» (31%) и «преднамеренный поджог, стремление должностных лиц скрыть нарушения» (37%). Однако, ответ «диверсия, организованная военным противником» собрал 18% ответов и показал, насколько многочисленно ядро «партии войны», ориентированное видеть исключительно единственную причину всех внутриукраинских проблем.
Все вышеперечисленное образует горючую смесь накануне холодной зимы и анонсированного очередного повышения тарифов на газ.
_____
1. Все данные округлены до целых.
2. Михаил Саакашвили, согласно конституционной норме, не может баллотироваться в президенты ввиду отсутствия необходимого срока проживания в Украине.
3. У нас под словом «люстрация» традиционно подразумевается запрет на занятие определенных должностей в исполнительной власти, хотя сам этот термин, как и практика применения люстрации в мире, предполагает обязательное информирование общественности об оговоренных законом фактах из жизни кандидатов на определенные посты.