В современной макроэкономике нет общей, разделяемой большинством экономистов теории, такой, какая, например, есть в физике (квантовая механика). Теории разных экономических школ, осененные гениями Нобелевских лауреатов, зачастую выражают мнения, которые исключают друг друга. Скорее всего, ту или иную теорию тот или иной макроэкономист выбирает исключительно на основании вкуса, как, например, он выбирает костюм или галстук.
В макроэкономике не существует научного метода, такого как физике, который позволил бы свести все многообразие теорий к общему знаменателю. В физике исходят из предположения, что истина одна и большинство ученых (за исключением очень немногих) считают, что квантовая теория истинна. В экономике же творится настоящие Содом и Гоморра.
Если профессионалы-макроэкономисты не могут договориться даже о критериях истинности научных теорий, то обычный интеллектуал-неэкономист тем более не может понять — какая из теорий ближе к истине. Согласиться же с тем, что в макроэкономике истин может быть несколько, многим не позволяет гносеологическое воспитание. Хотя, не всех это смущает. По существу, на одном краю шкалы находится «австрийская экономическая школа» с ее lassez fair, на другом краю — Кейнс с его стимулированием экономического роста в период кризиса через госрасходы.
Экономика «австрийцев», построенная на невмешательстве властей, на мой взгляд, не годится для реализации рукотворных (проектных) социально-политических начинаний, таких, какими были Германия при Гитлере, СССР, Китай времен Мао. Но она хорошо объясняет процессы стихийного капитализма (где процессы протекали в основном снизу вверх). При реализации же проектов, которые созрели в головах элитных групп и реализовываются сверху, нужны более специфические механизмы и инструменты.
Согласно мнению «австрийцев», нет альтернативы механизмам, при которых банкротство фирмы (и даже страны!) представляется естественным явлением. «Созидательное разрушение», «порядок из хаоса» — вот пафос работ «австрийца» Шумпетера. С их точки зрения помощь банкроту — экономическое преступление. По их мнению, нельзя смешивать экономику и социальный гуманизм.
С одной стороны, капиталистические механизмы жестоки, но они работают. С другой стороны, горе тому, кто попадет под их жернова. Кейнс же — гуманист: «В будущем мы все покойники» — говорил он и потому предлагал щадящие (в оперативном плане) механизмы преодоления кризиса. С которыми был не согласен «австриец» фон Хайек, говоривший о безнравственности таких слов Кейнса, и о том, что они в будущем ведут к страшным искажения экономических стимулов к производству и труду. Что не раз и происходило — жизнь, к сожалению, зачастую безжалостна к благим намерениям гуманистов. Кстати, полагаю, что Кейнса и Хайека в равной степени можно отнести как к экономистам, так и к философам-моралистам.
Единственно верная экономическая идеология в принципе невозможна (да что там в экономике, похоже, даже в физике она не всегда возможна — той же квантовой механики с десяток интерпретаций) в силу множества причин, в т.ч. из-за особенностей человеческой личности. Любой человек представляет собой эклектическое полотно идей и верований, знаний и толкований этих знаний, предрассудков и убеждений, граничащих с заблуждениями. И эти «полотна» крайне редко совместимы. Особенно, если люди отстоят далеко друг от друга — в мировоззрении, в образовании, в чтении, в круге общения, в практике. И никого невозможно переубедить — как не смог Хайек переубедить Кейнса и Мюрдаля...
P.S. Наверное, в Украине стоит определиться — строим рукотворный социально-экономический проект или следуем в фарватере развития в парадигме «государство ограничивается созданием правил игры и контролем за их соблюдением». Выбор этот непрост — возможно от того у нас и всячески избегают его (впрочем, может быть, все объясняется проще и банальнее).
Тем, кто выступает за рукотворный социально-экономический проект, необходимо осознавать — эти проекты, как завершившиеся (СССР, Третий рейх), так и действующие (Сингапур, Юж.Корея, Китай, с одной стороны, но и Куба с Венесуэлой, с другой стороны) предусматривали, в т.ч. серьезное ограничение демократических свобод.
Нужен прямой ответ на вопрос — готовы ли сторонники активной роли государства в экономике к определенному ограничению демократических свобод и, как бы это сказать помягче, к некоторому принуждению населения к труду? А вне этого успех вряд ли возможен.
Действительно, некоторые нации и страны — Япония, СССР, ряд государств ЮВА — в технологическом подражании с той или иной степенью успешности создали у себя клоны обществ Запада (в технико-технологическом плане). Но сделать это можно только жестко и «сверху», потому что в обозримые исторические сроки изменить менталитет своих народов лидеры этих стран объективно не могли. Только так и дальше — насаждаемый «сверху» технологический уклад, уклад-модерна, а не архаики, может приносить плоды в странах неэндогенного капитализма (но может и не приносить). Работать продуктивно и креативно ради прибыли или по зову души, а не потому, что работать приказал сегун, партийный деятель или заводской начальник, нации неэндогенного капитализма научиться порой могут. Но срок учебы весьма длительный. И социально-гуманистические издержки серьезные...
RU . ТРАМП ХОЧЕТ ПРЕВРАТИТЬ GOOGLE В КРИВОЕ ЗЕРКАЛО ЗА ФАЛЬСИФИКАЦИЮ СВОИХ ВЫБОРОВ ПОКАЗЫВАЮЩЕМ ЕГО И ПУТИНА БЕЛЫМ И ПУШИСТЫМ БОГ БОМБОЯДЕРНЫЙ ТРИБУНАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ ЖДЁТ.........БОГ ДЕТИ ВНУКИ.........
UA . ВІДСУТНІСТЬ ПРОГРАМИ БОМБОЯДЕРНОГО ЗАХИСТУ ДІТЕЙ І ВНУКІВ УКРАЇНИ І ЛЮДСТВА ВІДПОЧИНОК ЗА ГРАНИЦЕЮ ПІД ЧАС ВІЙНИ РАЗОМ З ПОРОШЕНКОМ ПОЇЗДКА ТИМОШЕНКО ЛИЗАТИ ЗАД ВОРОГОВІ УКРАЇНИ ТРАМПУ НЕДОПУСТИМА ВІДСУТНІСТЬ ВЛАСНОЇ ГІДНОСТІ І ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ ГАНЬБА БОГ БОМБОЯДЕРНИЙ ТРИБУНАЛ ЧЕКАЄ.........БОГ ДІТИ ВНУКИ.........
1737 29.08.2018, 13:01
RU . ВСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОРОШЕНКА ЭТО СПЛОШНОЕ ПРЕСТУПНОЕ НАПЁРСТНИЧЕСТВО МАСКИ ШОУ БОМБОЯДЕРНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ И ВНУКОВ УКРАИНЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПРИ ГРОЙСМАНЕ И ПОРОШЕНКО НЕВОЗМОЖНА И ТРЕБУЕТ НЕМЕДЛЕННОГО УСТРАНЕНИЯ ИХ ИЗ ВЛАСТИ УКРАИНЫ БОГ БОМБОЯДЕРНЫЙ ТРИБУНАЛ ЧЕЛОВЕЧЕТВОМ ЖДУТ.........БОГ ДЕТИ ВНУКИ.........
Автор точно заметил о важной роли ментальности народа, ведь каждая нация отличается от другой нации по складу своего менталитета. Соответственно и способ управления у каждой нации может быть разный: кому-то подходит монархия, кому-то демократия, кому-то просвещенный авторитаризм и т.д. Увы демократия подходит далеко не всем, так как быстро превращается в охлократию, со скатыванием в крайний национализм, за которым следует тупик и деградация, например: Украина.
Стремление равняться на демократии англо-саксонского мира очень похвально, но на первых порах, годится не всем. Для демократии по англо-саксонскому типу должен на протяжении многих столетий вызреть соответствующий менталитет городской цивилизации.
Ближе всего к англо-саксонскому миру в своем развитии подошла Россия. Русские писатели, деятели искусства, ученые, военные деятели известны всему миру. На полях сражений русские не раз били армии западной Европы. Поэтому экономика России имеет шанс к прогрессивному развитию.
В случае с Украиной все печально: украинская селянская ментальность не имеет представления о демократии и городской цивилизации. Место Украины в углу "великих" аграрных стран и шансов на развитие нет никаких, времени на изменение ментальности уже нет. Жизнь это уже доказала.