Министерство инфраструктуры разрешило «Укрзалізниці» сдавать в аренду грузовые вагоны нерезидентам. Такая норма содержится в новой редакции Инструкции о порядке передачи в аренду грузовых вагонов от 8 января 2014 г., опубликованной на сайте Мининфраструктуры.
Ранее арендаторами грузовых вагонов могли быть только юридические и физические лица, зарегистрированные на территории Украины.
Пошли навстречу
По словам управляющего филиалом транспортно-логистической компании AsstrA Associated Traffic AG в Киеве Владимира Карпука, у нерезидентов довольно часто возникает необходимость в использовании украинских вагонов. «Украина — крупный экспортер товаров в страны СНГ и Азии, и значительная часть перевозок совершается именно железнодорожным транспортом.
Также не стоит забывать о транзите. К примеру, европейские грузовладельцы используют комбинированные схемы транспортировок «автомобиль — железная дорога», когда в Украину товар доставляется на автотранспорте, а после перегружается на железнодорожный», — отмечает собеседник. По его словам, раньше нерезиденты обращались в частные транспортно-экспедиторские компании и получали в субаренду вагоны.
По мнению сотрудника транспортной компании «Альянс Транс Рейл», который попросил не называть его имени, новая норма приведет к тому, что нерезиденты больше не будут нуждаться в услугах экспедиторских компаний и смогут напрямую заключать договоры с «Укрзалізницею».
Начальник управления железнодорожных перевозок и аренды вагонов экспедиторской компании «Укррос-Транс» Татьяна Ролле сообщила «Капиталу», что их предприятие не ожидает падения спроса на услуги в связи с этой инициативой министерства, так как отмечается рост интереса к аренде железнодорожных вагонов со стороны частных компаний.
По словам директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, «Укрзалізниця» испытывает профицит вагонов. «Таким образом она пытается найти возможность зарабатывать не только в Украине, но и за ее пределами», — добавил он.
Ставка на свои вагоны
Владимир Карпук считает, что соответствующее решение повлияет на увеличение грузопотока именно в украинских вагонах, поскольку экспортные товары из Украины вывозились как отечественными, так и иностранными вагонами. Операторы зернового рынка полагают, что решение Мининфраструктуры направлено на увеличение доходности парка «Укрзалізниці».
«Об улучшении логистических услуг речь не идет из-за дефицита вагонов-зерновозов в Украине», — уверен директор зернотрейдерской компании NWG Ukraine Николай Горбачев. По его мнению, стоит ожидать роста арендных ставок не только для нерезидентов, но и для других пользователей этой услуги. Насколько могут подорожать перевозки, собеседник затруднился сказать.
119,4 тыс. единиц насчитывает парк грузовых вагонов «Укрзалізниці»
В компании «Укррос-Транс» тоже не знают о будущей тарификации услуг «Укрзалізниці», поэтому не смогли прокомментировать, насколько жесткой будет конкуренция на этом рынке. Получить комментарий «Укрзалізниці» не удалось.
России даром не нужно
По словам генерального директора российского исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, в России сейчас переизбыток собственного подвижного состава и местным компаниям украинские вагоны вряд ли понадобятся. Поэтому он сомневается в эффективности этой меры.
«Когда‑то она, может, и сработает, но пока «Укрзалізниця» никакой выгоды не получит», — уверяет он. В январе 2014 г. парк грузовых вагонов в России превысил отметку в 1,2 млн единиц и продолжает увеличиваться.
Аренда российского железнодорожного вагона стоит до $ 40 в сутки, а украинского, по данным компании AsstrA, — на 10‑20 % дешевле.
Проблема возврата
Сергей Вовк указал на проблему, связанную с арендой вагонов нерезидентами: «У нас была ситуация, когда значительная часть парка использовалась за рубежом. Техническое состояние вагонов после этого существенно ухудшилось, что привело к дефициту подвижного состава», — подчеркнул он. Поэтому если аренда вагонов нерезидентами активизируется, то с их возвратом в Украину могут быть проблемы.
По данным «Укрзалізниці», ее грузовой вагонный парк составляет 119,4 тыс. единиц. За 11 месяцев 2013 г. доля монополиста в перевозке внутренних грузов составила 45 %, экспортно-импортных — 20 % и транзитных — всего 5 %.