Через неделю после поручения правительства Министерство инфраструктуры совместно с Государственным агентством автомобильных дорог «Укравтодор» разработали механизм привлечения дополнительных средств для строительства и ремонта дорог в стране. Они не стали искать сложных путей и представили на утверждение в Кабинет министров законопроект, предусматривающий поэтапное повышение акцизного налога на нефтепродукты и сжиженный газ. Тем самым предложено решать вопрос состояния дорожного хозяйства страны за счет автолюбителей.
Но неожиданно Минфин отказался согласовывать проект закона. В пресс-службе министерства «Капиталу» подтвердили, что документ действительно находится у них на рассмотрении, однако в связи с тем, что проектом закона предусматривается усиление налоговой нагрузки на участников рынка нефтепродуктов, потребуется основательный и длительный анализ возможных последствий. Также в Минфине планируют изучить влияние возможных нововведений на покупательную способность украинцев, динамику теневого рынка и объем поступлений в государственный бюджет и только после этого вернуться к обсуждению этого вопроса. При этом в пресс-службе уточнили, что в ближайшей перспективе рассмотрение законопроекта об увеличении акцизов на топливо маловероятно.
Дорожный просвет
По словам заместителя директора научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, именно по инициативе «Укравтодора» Мининфраструктуры внесло предложение правительству о повышении акциза на нефтепродукты и сжиженный газ. На своей первой пресс-конференции, состоявшейся 20 мая, глава «Укравтодора» Евгений Прусенко, представляя программу развития дорог на 2013‑2018 гг., заявил, что привести украинские дороги в порядок можно за 10 лет при ежегодном финансировании в 40‑50 млрд грн. Тогда как сегодня ведомство получает едва ли половину от этой суммы.
С учетом недофинансирования дорожного хозяйства Евгений Прусенко предложил пересмотреть акцизные ставки на бензин и дизельное топливо в два раза. Сейчас этот налог — один из основных источников финансирования дорожной отрасли. Чиновник утверждает, что в Европе этот сбор намного выше, чем в Украине, поэтому европейским государствам удается содержать дороги в качественном состоянии. Впрочем, и эксперты, и Минфин не согласны с аргументацией «Укравтодора». Представитель Минфина, пожелавший остаться неназванным, считает увеличение акцизов на нефтепродукты бессмысленным без устранения контрабанды и фальсификата. В частности, по итогам 2012 г. Минфин зафиксировал недоимку более 4 млрд грн из‑за сокращения легального импорта бензинов и работы схем по уклонению от уплаты налогов на рынке моторных бензинов. А объем теневого рынка нефтепродуктов министерство оценило в 936,9 тыс. т.
Весовые пункты
Повышение акцизов на нефтепродукты — не единственный возможный механизм привлечения средств для ремонта дорог, который обсуждается в правительстве. Накануне министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов сообщил, что, помимо законопроекта Мининфраструктуры, обсуждается вариант с привлечением средств от международных финансовых организаций и частных инвесторов, а также за счет передачи дорог в концессию бизнесу. Еще один способ — ужесточение штрафов для автоперевозчиков, нарушающих требования максимально разрешимого веса при грузоперевозках. По информации министра, правительство рассматривает возможность установки весовых пунктов, на которых по ходу движения транспорта будут останавливать и взвешивать крупногабаритные автомобили.
Однако опрошенные «Капиталом» эксперты считают, что все инициативы возможно реализовать лишь в долгосрочной перспективе. Член парламентского комитета по вопросам госстроительства и местного самоуправления Анатолий Близнюк (Партия регионов) считает, что правительству необходимо разрабатывать целый комплекс предложений при формировании бюджета на 2014 г. «Важно предоставить бизнесу возможность самостоятельно принимать решение о строительстве дорог, и не только на концессионной основе. Если в мире это работает, то и у нас нужно внедрять эту практику», — отметил он. Народный депутат также обратил внимание на необходимость проведения инвентаризации дорог, чтобы выяснить, какие из них и в какой степени сегодня используются, и только потом распределить средства на их ремонт.
В нынешнем году, по данным «Укравтодора», на финансирование дорожной отрасли в специальном фонде госбюджета предусмотрено почти 16 млрд грн. Кроме этого, 7,2 млрд грн получено за счет размещения еврооблигаций в 2012 г. Еще на 3,1 млрд грн будут привлечены кредиты от международных финансовых организаций.