Министерство инфраструктуры нашло дополнительный источник финансирования дорожного хозяйства. В ведомстве предлагают взимать плату за проезд с крупногабаритного транспорта массой 12 тонн и более, как это происходит в некоторых странах Евросоюза.
Перенимать европейский опыт в Мининфраструктуры решили после того, как столкнулись с катастрофической нехваткой средств на ремонт дорог в текущем году. Накануне министр Максим Бурбак заявил, что и в 2014 г. «Укравтодор» вынужден продолжить печальную традицию «ямочного ремонта». По его словам, из необходимых 32 млрд грн на содержание 170 тыс. км дорог в госбюджете доступно 15 млрд грн. Из них более 10 млрд грн придется направить на обслуживание и погашение ранее привлеченных займов. Но обязать владельцев грузовиков компенсировать ущерб за изношенность дорог правительство сможет не ранее 2016 г. — до того момента, пока не подготовит законодательную основу и не найдет инвесторов.
Сделать по образцу
Для сбора платы с грузовиков создадут систему, при помощи которой деньги будут поступать непосредственно на счета Государственного дорожного фонда, следует из обнародованного накануне проекта закона. Для этого дороги, которые Кабинет министров определит платными (всего около 21 тыс. км), оборудуют специальными приборами учета информации и пунктами обслуживания.
Причем, как свидетельствует опыт Беларуси, где подобную систему внедрили менее года назад, самостоятельно государство не осилит создание и обслуживание платформы по сбору средств с транспорта. В России, где плату с грузовиков намерены взимать уже с ноября 2014 г., был объявлен тендер среди компаний, согласных на условиях концессии создать необходимую инфраструктуру. Вероятнее всего, Украина пойдет по пути соседних стран. Тем более что в проекте закона уже прописана возможность перечисления собранных с грузовиков средств инвестору, взявшему на себя финансирование проекта.
В Беларуси внедрение системы сбора оплаты доверили австрийской компании KapschTrafficCom, которая занимается также оснащением трасс в России. Она же продает оборудование, устанавливаемое в грузовиках, для передачи данных о проделанном пути. Чтобы оплатить проезд по некоторым белорусским дорогам, водителям фур необходимо в пункте обслуживания купить специальный датчик и открыть счет для оплаты проезда. Подобный подход могут применить и в Украине.
По информации белорусского министерства транспорта и коммуникаций, в их случае внедрение системы обошлось инвестору в общей сложности € 267 млн (4,2 млрд грн). При этом правительство в Минске намерено уже за три года рассчитаться с компанией-инвестором, которая последующие 20 лет будет выступать оператором системы. В России, по предварительным данным, капиталовложения в систему сбора оплаты составят около 26 млрд руб. (порядка 8 млрд грн). Учитывая, что российская система сбора будет распространяться на 50 тыс. км, а украинская — на 21 тыс. км, ее внедрение в нашей стране окажется как минимум вдвое дешевле.
Чужие ошибки
В Мининфраструктуры рассчитывают, что при внедрении сбора оплаты на дорогах общей протяженностью 21 тыс. км ежегодные поступления составят от 4 млрд до 8 млрд грн. Эти суммы в министерстве вывели исходя из среднего тарифа 0,5‑1 грн за километр. Ранее директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк в комментарии «Капиталу» говорил, что речь может идти о конкуренции за транзитный груз. Поэтому, по мнению эксперта, проезд по украинской территории не может быть выше, чем в той же Беларуси. Российское правительство в свою очередь также отказалось от европейских тарифов, установив за один километр тариф в 3,5 руб. (в пределах 1 грн при нынешнем курсе). Например, в Германии за проезд грузовиков весом более 12 т собирают в среднем € 0,17 за км. Ежегодно это приносит около € 4 млрд.
Заработать система сбора оплаты с грузовиков на украинских дорогах сможет не ранее января 2016 г., говорится в законопроекте Мининфраструктуры. Пример России, где закон о взимании платы с грузовиков был принят еще в 2012 г., подтверждает, что полутора лет может не хватить. Ведь до того времени, пока законопроект пройдет голосование в парламенте, власти не могут начать поиски инвестора. Кроме того, последнему потребуется не менее года, чтобы подготовить техническую инфраструктуру и начать собирать оплату с транспорта.