Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации собирается доработать подзаконные акты,
необходимые для запуска услуги переноса абонентских номеров (MNP) . Об этом «Капиталу» сообщили представители соответствующей рабочей группы при НКРСИ. По их словам, речь может идти об изменении модели предоставления услуги и даже о замене компании, которая будет администрировать MNP. «Одно ясно: к июлю, как планировалось ранее, услуга запущена не будет», — сообщил собеседник «Капитала» в НКРСИ.
Кто тормозит процесс
Официально причиной пересмотра условий предоставления услуги стал судебный иск компании «Киевстар» к НКРСИ. Как ранее писал «Капитал», в марте Киевский административный суд признал недействительными более 10 пунктов и подпунктов решения регулятора о порядке предоставления услуги переноса номеров. В частности, суд посчитал неправомерными сроки реализации ее для абонентов. НКРСИ решила, что для этого нужно всего 24 часа, а оператор настаивал, что потребуется неделя.
Суд также посчитал, что услуга не может быть для абонентов бесплатной. Кроме того, согласно судебному решению, абоненты не смогут подавать заявки на смену оператора через интернет и с помощью sms. Для этого им придется оформлять заявление. «Теперь регулятор должен выполнить решение суда, доработать документ, повторно согласовать его с рынком, утвердить и снова зарегистрировать в Минюсте», — говорит директор по корпоративным коммуникациям «Киевстар» Михаил Шуранов.
С правками «Киевстара» соглашается и «МТС Украина». «Относительно сроков очевидно, что в этом году услуга вряд ли будет организована. Но с нашей точки зрения — лучше потратить больше времени и усилий, но все же получить работающую услугу, чем бесконечно откладывать запуск по разнообразным причинам и искать виновных», — сообщила начальник отдела по связям с общественностью «МТС Украина» Виктория Рубан.
Вопросы к администратору
По словам представителя «МТС Украина», компания также видит риски в централизованной базе данных, которую будет вести компания — администратор услуги. Поэтому оператор предлагал вариант с локальными базами данных, когда обмен информацией о перенесенных номерах происходит между операторами напрямую. «Нет сбоев и задержек при обращении к внешней базе данных, зависимости от внешней организации при предоставлении телеком-услуг, отсутствуют другие риски», — утверждает Рубан. В случае с локальными операторскими базами необходимости обращаться с запросами к третьей стороне нет.
Сейчас администратором услуги является компания «Украинский центр имен и адресов». Именно эта компания одержала победу в прошлогоднем конкурсе, проведенном НКРСИ.
Как выяснил «Капитал», нынешний оператор MNP учрежден пятью структурами: государственным Укрчастотнадзором и прогосударственным Украинским сетевым информационным центром, а также ООО Хостмедиа (собственник — Юрий Гончарук), ООО НПФ «Трансактор» (собственник — Юрий Корж) и «Провайдер-ТВ Груп», принадлежащей некой Татьяне Сибилевой. Она известна тем, что связанные с ней компании успешно получали эксклюзивные ТВ-лицензии. В частности, Сибилева является директором и соучередителем компании «Этер» (эксклюзивный обладатель лицензии на частоты под цифровое ТВ в 6‑й сети (MX-6)). Также в 2011 г. «Новый формат ТВ», где Сибилевой принадлежало 67 %, и Ариадна ТВ, где она была директором, получили лицензии на региональные частоты в MX-5. Осенью 2013-го она вышла из этих проектов. Собственником «Новый формат ТВ» стал Роман Савин, член редсовета канала «112 Украина». Интерес коммерческих структур понятен. Мобильные операторы должны будут платить за обслуживание перенесенных номеров сотни миллионов гривен в год.
На поводу у операторов
Крупные операторы умышленно затягивают запуск невыгодной для себя услуги, а регулятор просто идет у них на поводу, уверен директор «Украинского центра имен и адресов» Юрий Гончарук. Его компания должна была еще весной выработать схему взаимодействия всех участников процесса. Но этого не произошло. «Мы не смогли этого сделать, так как операторы всячески тормозили процесс», — говорит Гончарук.
Предлагаемые мобильными операторами механизмы и условия предоставления услуги сделают ее неудобной для абонента, уверен он. С этим соглашается и третий по величине мобильный оператор Украины «Астелит»(life:)). По словам руководителя PR-департамента компании Оксаны Рудюк, компания довольна существующим положением, разработанным НКРСИ, и поддерживает бесплатность услуги для абонента и ее предоставление в течение суток.
Гончарук напоминает, что судебное решение, на которое ссылается «Киевстар», еще подлежит обжалованию. Однако, по данным «Капитала», НКРСИ решила этого не делать, а сразу пошла на уступки операторам.