Корпоративная социальная ответственность / устойчивое развитие (КСО) в Украине за последнее время стала трендовой темой. Многие компании если не пытаются внедрить практики КСО в свою работу, то как минимум считают делом чести заявить о том, что они помогли одному из многочисленных детских домов, подменяя понятие благотворительности популярным термином КСО. Зачастую подобные заявления точечные и используются как повод похвалить себя хороших. В нестабильное время такие компании забывают о ранее заявленных громких обещаниях и прячутся за сокращением расходов. В то же время есть ряд истинно ответственных компаний, которые имплементируют КСО в свои бизнес-процессы и делают ее частью бизнес-стратегии. Как правило, такие компании демонстрируют последовательность и стойкость в своих убеждениях. Такова ситуация в Украине.
В Центральной и Восточной Европе отношение бизнеса к КСО находится совсем в другой плоскости. Там давно прошли этапы подмены понятий и использования КСО в целях рекламы. Передовые компании не рассматривают КСО как часть чего‑то полезного или хорошего, это идеология, на которой основываются все бизнес-процессы. К примеру, международная компания Interface (производитель ковров) мыслит категорией «нулевая стратегия» и ставит себе цель не уменьшить свое негативное влияние на окружающую среду на Х%, а достичь нулевой отметки. Компания заявляет, что «устойчивое развитие — это путешествие на всю жизнь» (sustainability is the journey of a lifetime). При этом она продвигает каннибализацию других бизнесов во имя устойчивого развития. К примеру, ранее в компании при укладке ковров использовался клей по всей поверхности ковра. Затем она предложила совершенно новый подход — осуществлять укладку ковров на больших поверхностях квадратами и клей использовать только на стыках квадратов, что привело к значительному сокращению объемов закупки клея в целом в отрасли. Такой формат компания разработала с целью минимизации влияния своего производства на окружающую среду путем каннибализации рынка клея. Interface говорит о том, что если компания не ищет новых путей стать более устойчивой и улучшить свои процессы, у нее есть риск стать объектом каннибализации.
Среди европейских и американских компаний есть четкое понимание того, что «все имеет свою экологическую стоимость». К примеру, руководствуясь экологической стоимостью, компания Patagonia построила свою рекламную кампанию «Не покупай этот джемпер» (Don't buy this jacket). С одной стороны, совершенно нелогично для развивающейся компании, которая продает джемперы, отговаривать клиентов покупать ее же продукт. Но Patagonia такой ход объясняет тем, что потребители должны задумываться об экологической стоимости товара, чтобы минимизировать ущерб окружающей среде, который они же сами наносят в ежедневной жизни. Клиентов просят подумать, действительно ли их старый джемпер отслужил свое, и уже тогда принимать решение о целесообразности покупки нового. Таким образом компания призывает к ответственному потреблению и отказу от ненужных покупок. Потребители отреагировали на такой призыв крайне положительно, для них это стало неоспоримым свидетельством того, что компания действительно является ответственной. При этом продажи джемперов выросли.
Это совершенно другая философия, т. к. большинство украинских сервисных компаний мыслят в плоскости «а при чем тут мы, мы же ничего не производим, мы сервисная компания». Экологическая стоимость может относиться практически ко всем бизнес-процессам: бумажный это документооборот или электронный, пачки тендерной документации или онлайн-процесс, командировки или видеоконференции и т.д. Чтобы перейти на следующий уровень КСО-развития, украинским компаниям стоит задуматься о том, какая же экологическая стоимость их продуктов и бизнес-процессов. Это нелегкий путь, который во многих случаях потребует новых знаний и экспертизы, но это путь долгосрочного успешного развития.
*По материалам международного КСО-саммита для стран Центральной и Восточной Европы, состоявшегося 22 мая 2014 года в Братиславе.