Новому руководству Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) достанутся полномочия, которых не было ни у кого из предшественников. Верховная Рада приняла в целом закон, предоставляющий АМКУ право блокировать любое распределение господдержки предприятиям и отраслям. Парламент также поручил ведомству вести мониторинг всех преференций, которые бизнес получал ранее и получает от государства. К государственной поддержке закон отнес все отраслевые дотации, налоговые льготы, списание санкций и штрафов, предоставление льготных гарантий и кредитов. Сюда же депутаты включили продажу госимущества по заниженным ценам.
Нереальные полномочия
Впрочем, для двух отраслей парламентарии сделали исключение. В законе предусмотрено, что функции АМКУ по контролю за господдержкой не будут распространяться на предприятия сельского хозяйства и оборонной промышленности. Во всех остальных случаях ведомство сможет принимать решения не только о прекращении оказания госпомощи, но и требовать возврата ранее предоставленных преференций, которые, по мнению комитета, вредят рыночной конкуренции. АМКУ также будет вести реестр государственной помощи и займется созданием карты регионального распределения льгот. Впрочем, все эти полномочия вступят в силу через три года. За это время комитет должен будет создать специальный департамент, которому и предстоит заняться мониторингом госпреференций. Уже в течение первого года все госорганы, наделенные полномочиями предоставлять господдержку, обязаны будут отчитаться перед АМКУ о действующих у них программах поддержки бизнеса. Когда нормы закона вступят в силу в полном объеме, любое министерство будет направлять свои предложения и расчеты в АМКУ, прежде чем вынести решение о предоставлении льгот на Кабмин.
56‑74 млрд грн в среднем составляет ежегодный объем государственной поддержки, которую получают предприятия от правительства
Полномочия комитета будут распространяться не только на новые дотационные программы, но и на уже существующие. Вероятность того, что по результатам проверок у бизнеса начнут отнимать ранее предоставленные средства, невелика, но все же возможна. «Пример европейских стран, имеющих большой опыт внедрения систем господдержки, свидетельствует о том, что случаи возврата средств носят единичный характер», — говорил ранее «Капиталу» экс-заместитель председателя АМКУ Рафаэль Кузьмин. В 2012 г. Европейская комиссия (ЕК) обязала венгерского авиаперевозчика Malev вернуть деньги, полученные в рамках господдержки. ЕК выяснила, что правительство Венгрии предоставило компании кредиты на условиях, на которых перевозчик не мог бы привлечь средства на рынке. Такая помощь противоречила нормам ЕС.
Сегодня в Украине среди крупнейших получателей государственной помощи значатся как коммерческие, так и правительственные структуры. К примеру, в 2011 г. парламент списал долги нескольким облгазам на общую сумму в 12,3 млрд грн. Позже парламентарии простили НАК «Нафтогаз України», нескольким теплокоммунэнерго и облгазам налоговые задолженности перед бюджетом на 20 млрд грн. Еще около 24 млрд грн долга было списано компании «Газ Украины» перед «Нафтогазом».
Европейский пример
АМКУ еще несколько лет назад пытался через Кабмин добиться подобных полномочий. Но законопроект несколько раз возвращался разработчику. Только в апреле 2013 г. документ зарегистрировали в Раде. Однако выносить на голосование в зал не спешили. Принятию закона поспособствовало подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Как рассказала глава парламентского комитета по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики Александра Кужель, ко второму чтению текст готовился вместе с представителями ЕК. «Через три года будет внедряться система государственного мониторинга и оценки, чтобы государство не выделяло помощь там, где может возникнуть нарушение конкуренции», — говорит депутат. По словам в. и. о. председателя АМКУ Николая Бараша, закон даст возможность перевести управление бизнеса на принятые в Европе инструменты. «Это позволит снять много вопросов в отношениях с внешними контролирующими органами и поставить предоставление госпомощи на современные цивилизованные рельсы», — убежден Бараш.
По оценке АМКУ, ежегодно на мониторинг господдержки из госбюджета потребуется 6,1 млн грн — на содержание штата уполномоченного органа из 30 человек, а также двух чиновников при каждом из министерств для обеспечения предварительного мониторинга. Впрочем, эти издержки могут окупиться, так как внедрение системы постоянного наблюдения за распределением господдержки должно привести к сокращению расходов бюджета. Согласно расчетам Института экономических исследований и политических консультаций, объем господдержки с учетом налоговых льгот, списаний долгов предприятий составляет в среднем 4‑6 % ВВП Украины, в то время как в Евросоюзе нормой считается около 1 %. Это значит, что при номинальном внутреннем валовом продукте 1,4 трлн грн в 2012 и 2013 г. средняя сумма госпомощи составила 56‑74 млрд грн. По европейским меркам этот показатель не должен превышать 14 млрд грн.