За
О планах по повторному выходу на украинский рынок объявила и российская сеть элитных супермаркетов «Азбука вкуса». Напомним, в 2008 г. эта компания открыла в Украине свое представительство и подыскивала помещения для двух магазинов. Но испугавшись, что из‑за начала финансового кризиса у них не будет покупателей, «Азбука вкуса» свои планы отложила. Сейчас сеть готова предпринять вторую попытку, рассказал пресс-секретарь Андрей Голубков. Он добавляет, что «Азбука вкуса» планирует выйти в Украину в течение одного-трех лет, открыв три-четыре магазина. Площадь каждого из них составит около 1 тыс. кв. м, а ассортимент будет насчитывать около 18 тыс. наименований продукции. «В первую очередь нас интересует Киев. Остальные города сейчас изучаются на предмет емкости рынка», — говорит Голубков. Он отметил, что сумма инвестиций в открытие одного магазина составляет $ 3‑4 млн.
По словам партнера консалтинговой компании «Эллис» Александра Ланецкого, открывать новые торговые точки намерена сеть Delight, которую развивает импортер алкоголя «Марком». Помимо этого увеличить количество своих магазинов планируют и другие сети, которые также работают в формате элитных продуктовых супермаркетов — «Фуршет гурман», «ВК Select», Le Silpo, Spar Gourmet.
В 2011 г., по словам Гугли, рынок элитных супермаркетов начал активно развиваться. По данным исследовательской компании GT Partners Ukraine, в прошлом году его объем составил около 2 млрд грн, что на 17 % больше по сравнению с предыдущим годом. Гугля отметил, что рост связан с открытием новых торговых точек. В частности, по данным GT Partners Ukraine, в Украине в 2012 г. появилось три новых элитных супермаркета: два Le Silpo, расположенных в Харькове и Днепропетровске, и один Delight в Киеве.
Элитным продуктовым сетям сегодня не стоит опасаться отсутствия покупателей. «В Киеве сформировалась определенная группа потребителей, которые готовы покупать продукты питания в элитных супермаркетах», — говорит Гугля. Он отмечает, что для операторов этот формат интересен высокой рентабельностью. В некоторых дорогих супермаркетах ассортимент на 80 % дублирует обычный магазин, рассказывает Ланецкий. При этом, по словам Гугли, среднерыночная наценка на продуктах питания в элитных магазинах может достигать 50 % против 20‑25 %, характерных для обычных продуктовых супермаркетов. «Большая трудность работы на этом рынке — это поиск подходящих площадок», — сетует Музалев.
Если все планы ритейлеров осуществятся, рынок окажется перенасыщен, что ужесточит конкуренцию между игроками, уверен Гугля. Это заставит операторов сконцентрироваться на качестве предоставляемого сервиса. «Покупатели ценят элитные магазины именно из‑за качества обслуживания, поэтому многим ритейлерам придется улучшить работу с покупателями», — говорит он. И добавляет, что некоторые менее успешные торговые точки сети вынуждены будут закрывать. В первую очередь это коснется регионов, где покупательная способность традиционно ниже, чем в столице. Гугля не исключает, что между сетями может начаться ценовая война. Это заставит ритейлеров снизить цены на товары, которые можно приобрести в обычных супермаркетах.