На нужды участников антитеррористической операции на востоке страны украинцы собрали 137 млн грн, а зимой — миллионы на Майдан. Эти события доказали: наши граждане готовы в складчину финансировать важные для государства проекты.
На фоне такой активности в Украине по идее должен был бы давно процветать типичный онлайн-краудфандинг. В мире в 2013 г. объем этой индустрии составил $ 5,1 млрд. Всемирный банк прогнозирует, что до 2025 г. объем краудфандинговых инвестиций достигнет $ 96 млрд. Но для соотечественников такая форма инвестиций — пока совершенно иной мир, о котором они почти ничего не знают.
Две площадки на всю Украину
Типичная форма краудфандинга — это интернет-площадка, на которой авторы проектов размещают их описание и требуемую сумму, а так называемые бэкеры (инвесторы) перечисляют деньги. Как правило, они получают со скидкой разработанные впоследствии инновационные продукты из первой партии поставки или в некоторых случаях становятся полноценными инвесторами, претендующими на прибыль от продаж. В США таких проектов около 400 (включая наиболее известные Kickstarter и Indiegogo), в Великобритании — 100, в России — несколько десятков, а в Украине — пока две. Это Bigidea, которая с 2012 г. поддерживает преимущественно проекты социальной направленности. К примеру, активисты собирают 30 тыс. грн на создание базы краденых велосипедов. Обычно деньги просят на киноклубы, организацию концертов, фестивалей и пр. В целом проекты собирают немного. Рекордсменом является Hromadske.tv, получившее 1,2 млн грн поддержки в 2013 г. Кстати, это половина всех денег, которые собрала площадка.
С февраля 2014 г. в Украине появился еще один краудфандинг-портал, позиционирующий себя как первый коммерческий — Na-Starte. В среднем соотечественники спонсируют проекты на 50‑100 грн. «Общемировая статистика показывает, что наибольшим успехом пользуются музыкальные и IT-проекты. И украинцы в этом плане ничем не отличаются от других наций», — рассказывает PR-менеджер платформы Анастасия Кутузова.
Музыка и документальное кино хорошо пошли
Отечественные музыканты действительно активно осваивают интернет-краудфандинг. На Indiegogo, например, в 2013 г. украинская инди-рок-певица собрала на релиз своего альбома $ 7 тыс. На украинской Na-Starte музыканты получают более скромные суммы — по 3‑4 тыс. грн на альбом. В этом году особенно популярны видео- и фоторепортажи из Украины (Майдан, восток, Чернобыль), а также документальные фильмы. За удачную идею можно получить от нескольких долларов до $ 10 тыс., пообещав первую копию контента бэкерам.
Деньги для освещения событий в Украине получают в основном иностранные журналисты, писатели, киношники. В этом году на Indiegogo из Украины появилось очень много соцпроектов— и на закупку еды для Майдана, и в поддержку армии, и прочие подобные инициативы. Иностранные доноры, как правило, на такое не клюют. Зато отправить украинских стартаперов на профильную конференцию IDCEE 2014 — это пожалуйста. Западные коллеги собрали на такой тур $ 22 тыс.
Украинские аксессуары расхватывают в США
«Никаких действительно ощутимых результатов краудфандинг пока не показал в нашей стране. Необходим определенный прорыв, информационный резонанс», — убеждена Кутузова. В то время как внутри Украины с краудфандингом глухо, наиболее инициативные соотечественники в 2014 г. уже научились запускать бизнес с помощью таких платформ из‑за границы, причем очень быстро масштабируемый. Основное направление, в котором наши начинающие бизнесмены хорошо себя зарекомендовали, как ни странно, дизайн и мода. До $ 10 тыс. стартовых инвестиций можно привлечь для запуска в серийное производство идейных носков и симпатичных домашних тапочек-зверушек. Но самые большие деньги поднимают изготовители различных аксессуаров и простейших стильных гаджетов.
Через сутки на Kickstarter заканчивается сбор средств юного предпринимателя из Запорожья Артема Старостенко. Он планировал «наколядовать» $ 5 тыс. для запуска небольшой мануфактуры по производству элемента бижутерии — декоративного бронзового якорька, покрытого позолотой или серебром. Команда Артема представила подробную презентацию того, как можно носить миниатюрный якорек на руке (на декоративной веревочке, кожаном ремешке), как создавали его 3D-модель, а потом обтачивали первый образец. Итог оказался впечатляющим. Собрали в 11 раз больше (уже около $ 57 тыс.). Эффектная презентация сработала. Старостенко рассказал «Капиталу», что уже 1200 человек (бэкеров) заказали якорьки через интернет-платформу, причем 40 % из них — американцы.
Есть и более успешные аксессуарные проекты. В сентябре миниатюрная вспышка для смартфонов iBlazr появилась в интернет-магазине Apple по цене $ 50. Фактически «яблочный» гигант признал ее как сопутствующий аксессуар. Основатель проекта украинец Влад Тисленко в конце 2013 г. начал с Kickstarter, собрав на запуск производства $ 157 тыс. (планировал в три раза меньше). Как написал на днях колумнист Yahoo Tech Роб Вокер, в этом году украинский продукт доступен в 16 странах. На этом Тисленко не остановился и этим летом «поднял» на Kickstarter еще $ 156 тыс. На этот раз для выпуска «умного» чехла с подсветкой для iPhone. В Украине дизайн-проекты пока не столь популярны. «Были и бабочки деревянные, и дизайнерское кресло. Последнее, кстати, собрало около 10 тыс. грн, но это была только треть необходимой суммы. Поэтому и предложений мало», — рассказывает представитель Na-Starte.
Далеко не каждому дано
Несмотря на перспективность украинских дизайнерских идей, для большинства их них доступ к раскрученным площадкам с мировым именем пока закрыт. По правилам любой платформы, создавать проект может только гражданин той страны, в которой она работает. Потому что подписывается договор с автором, у него должен быть банковский счет в этой же стране. «И логично, что гражданину Украины сделать это в США (да еще и онлайн) невозможно. Поэтому наши граждане либо ищут друга в Америке, либо агента, либо специальную службу, которая этим занимается. Естественно, делают они это не бесплатно», — объяснила Кутузова. «У меня друг в Штатах, он и помог это сделать», — поделился Старостенко.
$ 5,1 млрд достиг в 2013 г. объем глобальной индустрии онлайн-краудфандинга
Отметим, Kickstarter пока официально представлен только в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Швеции, Норвегии, Дании и Ирландии. «Когда понимание механизмов работы краудфандинга придет в Украину, количество новых местных платформ начнет расти в геометрической прогрессии. Социальные сети и личные банковские счета (с их помощью сейчас в Украине в основном скидываются на проекты. — «Капитал») сойдут на нет, как это происходит в других странах», — прогнозирует Кутузова. Основная проблема низкой активности сейчас, по ее словам, в том, что авторы сами не верят в успех. Да и часто они просто не готовы к тому, что над проектом придется серьезно работать. Но деньги сами в руки не пойдут.