По информации «Капитала», вчера государственная Объединенная горно-химическая компания (ОГХК; Днепропетровская обл.), вооружившись приказом Министерства экономического развития и торговли и применив некоторые физические усилия, взяла под контроль Вольногорский горно-металлургический комбинат — один из двух титановых комбинатов, ранее находившийся в аренде у «Крымского Титана» Дмитрия Фирташа.
По оценкам аналитиков, комбинат способен приносить около $ 200 млн чистой прибыли ежегодно. Глава ОГХК Руслан Жалило рассказал изданию, что ему удалось восстановить контроль государства над Вольногорским ГМК, который ранее удерживал «Крымский Титан». «С сегодняшнего дня на предприятии работает инвентаризационная комиссия в составе представителей Фонда госимущества Украины и Минэкономразвития. Она переписывает имущество комбината, чтобы передать его на баланс нашей компании. Работники пишут заявления о переходе в госкомпанию. Директор вольногорского филиала Объединенной горно-химической компании Андрей Сторчак приступил к своим непосредственным обязанностям», — сообщил Жалило.
Приказ
Напомним, 22 августа «Крымский Титан», с которым Фонд госимущества Украины отказался продлевать договор аренды Вольногорского ГМК и Иршанского ГОК, добился в Окружном административном суде Киева отмены инвентаризации «Вольногорки» на основании допущенных ФГИУ нарушений законодательства при оформлении соответствующего приказа. Без инвентаризации процесс передачи имущества ранее арендуемого комбината под госконтроль невозможен, считают эксперты. Но, как видим, ОГХК удалось преодолеть эту преграду без какой бы то ни было юридической казуистики. Компания начала инвентаризацию не на основании спорного приказа фонда, а опираясь на приказ Минэкономразвития.
Партнер правовой группы «Доминион» Михаил Гончарук утверждает, что остановить инвентаризацию на Вольногорском ГМК теперь может лишь Государственная исполнительная служба, но только в том случае, если полученное ранее решение Окружного админсуда Киева, останавливающее инвентаризацию, не было оспорено Объединенной горно-химической компанией. «Если же оно было оспорено или компания начала инвентаризацию на основании нового приказа, например Минэкономразвития, то процедура описи имущества Вольногорского ГМК проводится в правовом поле», — говорит эксперт.
Успел остановить ВГМК
По словам Жалило, чтобы приступить к управлению комбинатом, его компании пришлось преодолеть физическое сопротивление бывшего арендатора, который успел остановить добычу титанового сырья к этому времени. «Он (арендатор) по непонятным для меня причинам остановил предприятие, нарушив тем самым весь технологический цикл производства. Но в течение этой недели мы это исправим, и Вольногорский ГМК восстановит производственную деятельность», — пообещал руководитель ОГХК.
Если арендатор имеет какие‑то имущественные права или претензии на оборудование комбината, отстаивать их придется в судебных инстанциях, поскольку оперативное управление активом теперь осуществляется госкомпанией. «Очевидно, конфликт перешел во вторую фазу, но он не окончен», — полагает Гончарук. На практике, кто фактически управляет комбинатом, тот и распоряжается выпускаемой продукцией. Правда, до того момента, пока суды не решат иначе.
$ 200 млн чистой прибыли способен ежегодно генерировать Вольногорский горно-металлургический комбинат
«Смена менеджмента умаляет шансы бывшего арендатора на получение так называемых отступных, которых он, вероятно, ожидает от правительства», — допускает юрист. Он также не исключил, что в ходе остановки ВГМК арендатор мог успеть забрать имущество, которое считает собственностью, чем мог нарушить технологический процесс. Об этой проблеме упоминал Жалило. В компании Group DF Дмитрия Фирташа отказались комментировать потерю контроля над вольногорским предприятием.
Убить двух зайцев
Из двух ранее арендованных Фирташем комбинатов — Вольногорского ГМК и Иршанского ГОК — установить контроль над первым было проще и принципиальнее лояльному группе «Приват» менеджменту ОГХК. Во-первых, потому что комбинат (как и ОГМК) расположен на подконтрольной бизнесмену Игорю Коломойскому территории — в Днепропетровской области. Во-вторых, управление сырьем Вольногорского ГМК позволяет теперь контролировать поставки ильменитового концентрата российской ВСМПО «Ависма». Как писал «Капитал», именно этот комбинат ежегодно практически на 100 % обеспечивает сырьем указанную титановую компанию.
Кроме того, комбинат поставляет сырье Запорожскому титано-магниевому комбинату (ЗТМК) для выпуска титановой губки. Это предприятие в 2013 г. совместно с фирташевской Tolexis Trading учредило СП «Запорожский титано-магниевый комбинат», в котором 49 % принадлежит компании Фирташа.
Иными словами, теперь ОГХК держит на крючке и российскую «Ависму», и менеджеров Фирташа, которые управляют ЗТМК. Без поставок ильменита завод не сможет работать. В этом случае он не нужен Фирташу. Не исключено, что следующая схватка «Привата» с владельцем Group DF произойдет уже за этот перерабатывающий актив. Но только после установления контроля над вторым титановым комбинатом — Иршанским ГОК.
Следующий — Иршанский ГОК
После завершения инвентаризации на Вольногорском ГМК последует аналогичный процесс на Иршанском ГОК, заявил «Капиталу» Жалило. «Процедура инвентаризации на Иршанском комбинате будет осуществлена согласно приказу Минэкономразвития уже через несколько дней», — сообщил он.
По информации издания, получить оперативный контроль над этим комбинатом государственной компании будет не так легко, ибо на самом предприятии уже готовятся встретить государственную комиссию блокпостами на подъездах к его территории. Кроме того, против объединения «Иршанки» и «Вольногорки» на базе ОГХК выступает еще и Житомирская облгосадминистрация. Таким образом, война за титановые активы в ближайшее время продолжится.