Международный аналитический портал Artprice, проанализировав результаты аукционных торгов современным искусством с июля 2013 по июль 2014 года, подвел итоги финансового года. За это время авторы, рожденные после 1945 года, установили 3663 ценовых рекорда. При этом произведений, проданных дороже $ 1 млн, насчитывается 179 — на 61 % больше, чем в минувшем году. В целом объем рынка современного искусства вырос до $ 1,5 млрд — это на 33 % больше относительно 2013 года. И на 1078 % больше, чем десять лет назад.
Все дело в том, что десять лет назад современным искусством интересовались значительно меньше коллекционеров, отмечает президент Artprice Тьерри Эрманн. Если после Второй мировой войны таких было 500 тыс. человек, то теперь уже 70 млн. Также десять лет назад на глобальном рынке еще не присутствовали китайские художники. Сегодня художник Цзэн Фаньчжи входит в пятерку самых дорогих современных авторов — вместе с американцами Жаном-Мишелем Баскией, Джеффом Кунсом, Кристофером Вулом и немцем Мартином Киппенбергером. А китайский рынок современного искусства — это 40 % от мирового. Американский арт-рынок в прошлом году составил 38 % от мирового, британский — 15 %, французский — всего 2 %. Европа значительно отстает от Азии, где как раз начался бум. По объему продаж современного искусства Тайвань занимает шестое место в мире (€9,9 млн), Сингапур — седьмое (€5 млн), Южная Корея — девятое (€4,8 млн).
Львиную долю рынка современного искусства по‑прежнему занимают продажи произведений среднего и ниже ценовых сегментов. Работы, которые стоят миллионы, — всего лишь 0,3 % рынка, 6 % — произведения дороже €50 тыс. 66 % предложений — арт-объекты за €5 тыс. и дешевле. Именно они самые привлекательные с точки зрения инвестирования. В нижнем ценовом сегменте финансовые риски минимальны. Но при этом известных имен тут достаточно: Энди Уорхол, Фрэнсис Бэкон, Герхард Рихтер, Рой Лихтенштейн, Альберто Джакометти. А стоимость растет на 12 % в год, как и в целом на арт-рынке.