Новомодные коворкинговые офисы для предпринимателей-одино--чек, может, и не позволят сэкономить на аренде помещения, зато наверняка помогут установить контакты с коллегами по цеху и единомышленниками.
«Это удивительное место, очень близкое мне по духу и по атмосфере, здесь хочется быть и творить! Уютный офис, дружелюбные люди, прозападный подход во всем», — описывает свое рабочее место в центре предпринимательства StartupUkraine его арендатор Константин Кузнецов. Помещение расположено в цен-тральной части столицы, работает 12 ч в рабочие дни, 6 ч в выходные. Месяц аренды обходится в среднем в 2000 грн, но есть и другие тарифные предложения, в зависимости от срока найма.
По похожей схеме в Киеве работает уже несколько коворкинговых центров, некоторые из них отличаются более демократичными расценками — от € 110 в месяц (Work-n-roll в районе площади Льва Толстого). За эти деньги арендатор, как правило, получает офисное рабочее место и полезные бонусы в виде бесплатного кофе, ксерокопировального аппарата и секретарской поддержки.
Не в деньгах счастье
В коворкингах встречаются представители самых разных профессий: юристы, региональные представители компаний и фрилансеры всех мастей. Медиаконсультант Виталий Жданов вместе с партнером просчитывал экономику аренды мест в коворкингах и пришел к выводу, что этот формат ему неинтересен. «Однокомнатную снять дешевле будет, не понимаю этой фишки, — говорит он. — Напрашивается аналогия с Apple: модно, дорого и бессмысленно». Жданов предпочел бы снимать под офис квартиру не в самом лучшем состоянии за 2500‑3000 грн в месяц.
Однако, как известно, высокие цены не удерживают многочисленных «адептов церкви Apple» от приобретения имиджевых и функциональных гаджетов. Новая в наших широтах модель коворкинга привлекает участников в большей степени атмосферой новаторства и популярностью в среде людей с активной жизненной позицией. «Преимущество коворкинговых центров состоит не в одной только возможности экономить на офисном помещении, но и в налаживании нужных коммуникаций», — утверждает Антон Озадовский, начальник коммерческого отдела «Амадеус Ко», компании — заказчика строительства масштабного конгрессно-выставочного комплекса «Парковый».
В здании комплекса в 2014 г. должен открыться один из крупнейших коворкингов с поминутной оплатой, под него планируют отвести примерно 1500 кв. м. Наряду с рабочими местами и офисной техникой в нем найдется место для зон отдыха и хобби, художественной студии, электронной библиотеки и даже студии звукозаписи. «Продажа клубных карт позволит создать ядро посетителей, — продолжает Озадовский. — Мы хотим реализовать проект, который будет отличать правильное сообщество. Нашим клиентам понравится соседство друг с другом».
Надо чаще встречаться
Коворкинговые центры востребованы при проведении различного рода мероприятий, например презентаций и конференций. Они же удобны для проектной работы, в ходе которой периодически нужно проводить совещания. Тем более что в некоторых центрах эти опции входят в стоимость абонплаты.
Аккаунт-менеджер рекламного агентства «Медиа Артс Украина» Дмитрий Криворучко в настоящий момент работает над запуском нового интернет-телеканала. Для проведения периодических мозговых штурмов он всегда выбирает коворкинг-центры. «Комфорт и атмосфера этих заведений настраивают на креативную работу, — поясняет он. — Кроме того, почасовая оплата стимулирует концентрацию внимания и сосредоточенность».
Общение с коллегами, обмен опытом, наработками и контактами играют не последнюю роль и для риелтора Юрия Багрина. Еще в 2008 г. агентство недвижимости Parker & Obolensky предоставляло в аренду частным брокерам офисные помещения в центре Киева по $ 500 в месяц за рабочее место. Кроме того, в стоимость входили услуги персонала, в частности, секретаря и юриста. «Самой ценной была возможность использовать бренд агентства», — рассказывает он.
Безусловно, эффективность коворкинга и его экономическая оправданность сугубо индивидуальны. Такая модель работы подходит далеко не для всех специалистов, например, для менеджеров по продажам — в большинстве центров запрещено мешать соседям разговорами по телефону. Но нельзя сбрасывать со счетов и потенциал перспективной модели, ведь мода на частное предпринимательство пока не прошла.