В Киевсовете начали работу над бюджетом столицы следующего года. В профильной комиссии документ уже назвали проблемным и намекнули на режим жесткой экономии. В частности, киевлянам не стоит ждать ни метро на Троещину, ни реконструкции Бортнической станции аэрации. Сферу образования вообще планируют финансировать из государственной казны. Вместе с тем город должен будет погасить займы на сумму в 8,6 млрд грн, что по меркам нынешнего года равняется объему подоходного налога. Некоторые финансисты мэрии считают, что идеальным вариантом для города в такой ситуации с экономической точки зрения мог бы стать дефолт.
Троещинцам не стоит ждать метро
Профильная комиссия Киевсовета начала работу над главным финансовым документом столицы 2015 г. Уже сейчас понятно, что на улучшения в городе надеяться не приходится. Об этом «Капиталу» рассказал глава бюджетной комиссии Киевсовета Андрей Странников.
«Как и в 2014 г., бюджет будет сложным. Мы рассматриваем три варианта его формирования. Первый — когда изъятия в госказну с налога на доход физлиц составляют 50 % (больше 8 млрд грн. — «Капитал»), второй — 25 % на 75 %, и третий — 40 % на 60 %. Два последних не в пользу Киева, но в таком случае образование и медицина должны финансироваться государством», — объяснил он.
При любом из этих вариантов столичная казна в 2015-м точно не наполнится больше, чем в этом году, а это значит, что затратными проектами Киев заниматься не будет.
«Не стоит ждать строительства Подольско-Воскресенского моста, метро на Троещину, Окружной дороги или реконструкции Бортнической станции аэрации. Все усилия будут направлены только на объекты с высокой степенью готовности или аварийные, как, например, на борьбу с оползнями», — говорит Странников.
Долги зашкаливают
Сумма долгов города, по официальной информации КГГА, за последние четыре года увеличилась с 6,7 млрд грн до почти 12 млрд грн. Причем значительную ее часть столица вынуждена обслуживать и выплачивать в иностранной валюте, несмотря на курсовые колебания.
«Следующий финансовый год для Киева будет критическим, ведь городу нужно будет погасить 1,9 млрд грн по облигациям, которые выпускались на покрытие разницы в тарифах. Еще 3,5 млрд грн внутреннего займа (2,6 млрд грн, которые «перепакованы» сейчас, и те, которые согласно планам город будет погашать в 2015 г.). Кроме того, $ 250 млн по евробондам, выпущенным в 2005 г., что по сегодняшнему курсу составляет 3,2 млрд грн, а каким он будет к ноябрю следующего года, прогнозировать сложно. В итоге сумма составит 8,6 млрд грн из общего фонда бюджета», — поделился финансовыми тяготами Киева бывший заместитель главы КГГА Руслан Крамаренко. Таким образом, на погашение долгов Киева уйдет более половины общего фонда бюджета, которого уже традиционно не хватает даже на защищенные статьи.
По последним данным столичной мэрии, процент выполнения бюджета текущего года составляет только 58,4 %. Хуже всего средства поступают от уплаты земельного налога (четверть запланированного), от продажи земли (21,3 %) и уплаты паевых взносов на развитие инфраструктуры (36,8 %).
«С такими показателями нам лучше всего объявить дефолт и отключить мобильные телефоны», — то ли в шутку, то ли всерьез утверждают финансисты в КГГА.
Готовиться к земле
По мнению специалистов, единственным выходом для города в данной ситуации остается не повышать размер долгов. В то же время нужно добиваться изменений законодательства и возвращения из госбюжета изъятий по налогу на доход с физлиц.
«Я не вижу, к сожалению, перспектив для роста объема поступлений. Львиная их доля — это НДФЛ, а зарплаты не растут, количество рабочих мест сокращается. Единственный ресурс, который могут сейчас поднять городские власти, — это доходы от аренды и продажи земли», — говорит Крамаренко.
Не ведая того взаймы у Смерти по воле обстоятельств жизнь берем, и, воплотившись в этой круговерти, чем красен долг однажды сознаем...
Украина была в экономическом крутом пике, а после победы "мировой истинно украинской революции" свалилась в штопор.
До "мягкой посадки" времени уже самая малость, и избежать неизбежное не сможет даже ас управления, не говоря уже про всяких там "заслуженных" но верных делу дилетантов вроде нынешнего руками водителя НБУ...