Снижение продаж автомобилей в стране заставляет многих операторов рынка сбывать свой бизнес. На риелторских и просто продающих порталах olx.ua, denua.com, fre.com.ua можно найти десятки предложений по продаже автосалонов. Большая их часть приходится на Киев и Одессу, но также есть предложения из Кировограда, Черновцов, Чернигова, Ужгорода, Кривого Рога, Херсона, Кременчуга. Причем выставлены на продажу не только автосалоны, но и целые комплексы, включающие станции техобслуживания, мойки и автозаправки. Цены на объекты варьируются в пределах $ 1‑10 млн.
Тянут ко дну
Владелец одного из выставленных на продажу автокомплексов (общей площадью свыше 6 тыс. кв. м) в Одессе, представившийся корреспонденту «Капитала» как Виктор, пояснил причину продажи своей площадки тем, что сейчас этот бизнес не приносит ему ожидаемых доходов. Он уточнил, что в настоящее время его компания не имеет официального соглашения с каким бы то ни было автоимпортером, а работать на падающем рынке без такого договора достаточно сложно. В то же время, посетовал собеседник, официальные автоимпортеры сегодня не особо идут на контакт с независимыми (иначе говоря, серыми) дилерами.
Председатель правления компании «ВиДи Авто Сити» (управляет сетью из 18 автодилерских центров) Артем Ткаченко также сообщил «Капиталу», что продают свои салоны и комплексы в основном независимые автодилеры, тогда как сетевые операторы имеют более устойчивое положение. С ним соглашается и коммерческий директор «Hyundai Motor Украина» Геннадий Четверухин, добавляя, что в Украине до последнего времени работало немало серых дилеров, которые не имеют стабильных каналов поставок автомобилей. Ткаченко подсчитал, что доля мелких дилеров достигала 20‑30 % от всех продаж автомобилей в стране. По его словам, дилеры с трудом работали на рынке, когда продавалось 220 тыс. авто в год (этот объем пришелся на 2013 г.), сейчас же ситуация патовая, и более чем двукратный обвал продаж не добавляет оптимизма. Напомним, в январе-сентябре 2014 г. всем операторам рынка удалось продать чуть более 73 тыс. новых легковых автомобилей, что на 53 % ниже, чем за аналогичный период 2013 г.
Четверухин полагает, что к продаже бизнеса автодилеров вынуждают банки-кредиторы, так как строительство большинства автокомплексов осуществлялось преимущественно за привлеченные средства. Однако советник председателя правления Укргазбанка Станислав Шлапак сообщил «Капиталу», что проблемы заемщиков в этом секторе, безусловно, существуют, но финучреждения зачастую в таких ситуациях предлагают реструктуризацию кредитов. Беда в том, что многие владельцы таких автосалонов не видят перспектив быстрого восстановлении рынка и не могут иным способом (кроме продажи активов) рассчитываться по своим обязательствам, указал Шлапак. Банки стараются не решать вопрос «ломбардным путем», к тому же сейчас на эти автосалоны не найти покупателей, говорит он.
Пороги
Некоторые участники рынка называют минимальный порог, при котором небольшой дилер может сводить концы с концами: продажа от 100 автомобилей в год. Но сегодня, отмечают эксперты, ряд автосалонов в небольших городах продают максимум по два автомобиля в месяц, что не дает возможности выйти на уровень окупаемости. При этом затраты таких компаний не уменьшаются.
73 тыс. новых легковых автомобилей было продано за 9 месяцев 2014 года, спад продаж составил 53%
Дилерская сеть в Украине формировалась на основе показателей 2008 г., когда было продано свыше 660 тыс. автомобилей, говорят в информационно-аналитической группе AUTO-Consulting. Создание новых дилерских центров не прекратилось даже после обвала продаж в 2009‑2012 гг. Операторы рынка, рассчитывая на рост продаж и возврат к былым показателям, продолжали осваивать новые регионы. Но новый виток кризиса в 2014 г. нарушил все планы.
Спасательный круг
Ткаченко говорит, что крупным автодилерам удается выживать на рынке за счет обслуживания автомобилей и продажи запчастей: «В нашей компании все затраты покрываются преимущественно за счет доходов от сервисных услуг». Предприятие может сегодня не продавать автомобили и при этом полноценно продолжать свою деятельность, сказал эксперт. Значимость станций технического обслуживание существенно выросла в период кризиса, комментирует ситуацию «Капиталу» глава правления «Renault Украина» Яна Миненко, отметив, что компания намерена продолжать активно развивать сервис. Впрочем, она признает, что и в этом сегменте наблюдается снижение спроса.
По словам Четверухина, сегодня автокомпании пытаются привлечь клиентов, которые ушли с официальных станций после окончания гарантийного срока обслуживания. «Удержать клиента вне гарантийного срока достаточно сложно. Поэтому существуют программы послегарантийного обслуживания, где стоимость сервиса и запчастей более привлекательная», — указывает специалист.
Возобновление активности по формированию дилерских точек наступит нескоро, да и сами операторы затрудняются в прогнозах. «Мы работаем с сетью, которая обеспечила в 2008 г. продажу 20 тыс. автомобилей. Принимая во внимание, что в нынешнем году сделаем всего четверть от этого объема, то к вопросу активного количественного развития сети наша компания вернется нескоро, когда рынок вырастет как минимум в четыре раза от текущего уровня», — говорит Миненко. «Наша компания строит на 2015 г. бюджет и планирует закупки, прогнозируя объем рынка в 100 тыс. автомобилей», — уточнил Ткаченко. Но таких показателей, полагает Четверухин, можно достичь при очень оптимистическом сценарии. Некоторые операторы ориентируются на объем в 70 тыс. автомобилей за 2015 г. Такое положение дел, по мнению участников рынка, еще больше усилит конкуренцию и приведет к вытеснению с рынка и дальнейшим распродажам бизнеса несетевых операторов.